ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
В пять часов к дому тайного советника Бассевича начали съезжаться гости. Здесь устраивалась первая в этом сезоне ассамблея.
Уже три года, как собрания эти были учреждены царским указом. Старики неохотно выполняли новую повинность, но молодежь, и особенно юные девицы, были в восторге. Кончилось сидение взаперти, скука долгих зимних вечеров. Нынче, нарядившись в пышные платья со «шлемами», оголив руки и плечи, красуются молодые боярышни на ассамблеях, ловко кружатся в заморских менуэтах, делают политес с любезными кавалерами.
В комнатах светло и уютно. Горят толстые восковые свечи, потрескивают дрова в печах. После промозглой петербургской сырости приятно очутиться в тепле, потрогать теплый бок печки, выложенной модным голландским кафелем. На каждой плитке голубой краской нанесен какой-нибудь рисунок: мельница машет крыльями или два человечка сидят на берегу ручья.
У стен стоят столы с разложенными на них мешками с табаком, лучинками для раскуривания, трубками, шашками и шахматами. Сюда садятся те, кто постарше: заслуженные генералы, богатые купцы, иностранные моряки и гости. Дамы проходят в другой конец залы. На ходу бросают быстрые взгляды в развешанные по стенам зеркала: в порядке ли
прическа, не стерлись ли румяна, не смялись ли кружева и ленты.
Вошла княгиня Черкасская. Дамы стали шептать. Гордячка опять была в новом платье, — наверное, прислано из самого Парижа! Во взглядах безвкусно разодетых купчих и нарумяненных сверх меры боярышень ясно читалась зависть, которую, впрочем, они пытались скрыть за сладкими улыбками.
Вскоре зала была полна и генерал-прокурор Ягужинский — бессменный распорядитель и душа всех ассамблей — объявил начало танцев. Под медленную тягучую музыку, напоминающую скорее род погребального марша, чем танец, дамы и кавалеры выстроились в две шеренги и стали кланяться и приседать. Затем каждая пара, взявшись за руки, обошла вокруг залы и вернулась на свое место. Все это проделывалось неторопливо, с важностью и без всякого соблюдения такта, отчего движения танцоров вовсе не совпадали с музыкой.
Прошло не менее
получаса, прежде чем церемониальные танцы закончились. Маршал ассамблеи,
кругленький веселый француз, танцмейстер князя Меньшикова, взмахнул жезлом и
провозгласил менуэт. В первой паре пошел Ягужинский с хозяйкой дома, за ними —
Бассевич с княгиней Черкасской, голштинский герцог с голландской регентшей и еще
несколько именитых гостей.
Менуэт здесь танцевали иначе, чем в Европе: живее, без церемоний и чопорности. Между тем у некоторых танцоров, и особенно танцорок, осанка была прямая и свободная, движения отличались легкостью и непринужденностью.
Оркестр заиграл англез. Молодежь, развеселившись, прыгала весело, выдумывая самые замысловатые прыжки и фигуры. Некоторые танцоры, знавшие множество контрадансов, старались замучить друг друга и танцевали их без перерыва. Особенно отличался Ягужинский, который был, как всегда, необыкновенно весел, но, к всеобщему удивлению, совершенно трезв.
Становилось шумно. За столами слышались громкие голоса. Густые клубы табачного дыма плыли по залу, мешались с облачками пудры, слетающей с высоких дамских причесок и мужских париков. Крепко пахло духами, юфтью, табаком.
Средь общего веселья не сразу заметили появление царской четы. Бассевич бросился навстречу, расшаркался, залебезил. Петр резко отстранил его, прошел к столу, взял кубок с венгерским.
Грянул польский. Петр и Екатерина встали в первую пару. Они танцевали, как молодые, не пропускали ни одного па, успевая сделать по три круга, пока остальные оканчивали первый. Едва отзвучал польский, как Петр затеял со стариками новый танец. Выбрав каждому самую молодую и неутомимую даму, он составил восемь пар и стал показывать фигуры. Старики удивленно смотрели на мелькавшие перед ними длинные ноги в башмаках и беспомощно топтались на месте. Государь, не отличавшийся долготерпением, решил применить иное средство и велел принести огромный кубок. «Те, кто и сейчас не запомнят, как сей фигуры выполнять надобно, поучатся у кубка Большого Орла!» Услышав имя этого «грозного учителя», без которого не обходилась ни одна ассамблея, старики собрались с силами и ринулись в танец как на битву: запрыгали, затопали, заскакали, забыв про годы и седину. Гости хохотали и возгласами подбадривали танцоров.
Едва музыка смолкла и запыхавшиеся, не стоящие на ногах старики повалились на лавки, государь снова начал польский. Несчастные не получили и минуты отдыха. Едва двигаясь, тащились они за своими молоденькими дамами, так что было непонятно, кто кого ведет в этом диковинном польском. Петр хотел протанцевать еще и менуэт, но Екатерина отказалась, и они тотчас уехали.
Вслед за царской четой ассамблею стали покидать и гости постарше. Но молодежь не унималась. Казалось, ни кавалеры, ни дамы вовсе не знают усталости и способны резвиться и прыгать всю ночь. Уже два раза разносили оранжад. Этот напиток, еще не известный в России, предназначался для утоления жажды. Неутомимый Ягужинский затеял напоследок танец-игру. Все встали в общий круг, а сам генерал-прокурор со своей дамой — княгиней Черкасской - остался в центре. Княгиня присела в кокетливом реверансе, мягко выпрямилась и, поцеловав Ягужинского в губы, ловко надвинула ему парик на самый нос. Генерал-прокурор оставался, прям и неподвижен как стена. Каждая пара выдумывала какую-нибудь новую шалость. Больше всех
отличилась юная княжна Варвара: достав из кармана своего кавалера табакерку, она сделала вид, будто засовывает в нос понюшку табака и чихает. При этом девочка так смешно морщилась и строила такие уморительные гримасы, что никто не мог удержаться от смеха.
Пробило десять. Ассамблею пора было закрывать. Как ни уговаривали Ягужинского потанцевать еще немного, он оставался непреклонен: «Ничего не могу поделать, господа! Царский указ известен: ассамблею дольше десяти часов не продолжать. Пора, пора по домам, делу — время, потехе — час!»
Последние гости покидают залу. Слуги гасят свечи, открывают окна. Влажный холодный ветер врывается в комнаты, поднимает с пола мусор, крутит его, играет и уносит в черную, без единого огонька ночь.