Истории, рассказанные в этой работе, происходят в разные времена, в разных странах. Из дворца Людовика XIV вы перенесетесь в Петербург, на петровскую ассамблею; из старой Вены — в революционный Париж. Герои рассказов не совсем обычны: это танцы прошлого, чья музыкальная судьба сложилась особенно интересно. Некоторые из них, такие, как вальс или полька, хорошо известны, с другими вы, наверное, встретитесь впервые. Работа поможет лучше понять музыку старых и новых мастеров, — ведь танцы, казалось бы забытые, продолжают жить и сегодня, в произведениях современных композиторов.
Прежде всего, о каких танцах пойдет речь? Ведь слово это удивительно емкое. Мы говорим: «Танец маленьких лебедей» — и сразу же перед глазами трепещущие балетные пачки, лебединый изгиб рук... И вновь, в который раз, ощущение чуда, когда в танце начинает звучать знакомая мелодия Чайковского.
А вот иное... С лихим казачьим посвистом вылетел на середину круга парень, прошелся вприсядку, заюлил волчком. За ним еще танцор, и еще. И пошла, понеслась пляска, закружилась бешеным веселым вихрем. Красавец зал ленинградской Филармонии. Строгая фигура дирижера, послушный его воле оркестр. И музыка. Кружатся, вальсируют мелодии «Голубого Дуная». Никто не танцует. Люди слушают. На лицах отражается изменчивая прелесть танца: вспыхивает мгновенная радость, набегает легкая тень воспоминаний.
Балет, народная пляска, вальсы Штрауса, Глинки, Чайковского — все это танцы. Но ведь есть еще и другие, те, что предназначены не для артистов, а для всех.. Вы услышали знакомый ритмичный мотив. Что-то внутри радостно ответило ему, невольно, сами собой, ваши ноги, руки, голова пришли в движение — и вы начали танцевать. Вот об этих-то веселых спутниках нашей жизни — о танцах, которые мы называем бытовыми, — и пойдет речь в книге. Как вы думаете, есть что-то общее между шейком и «Танцем маленьких лебедей»? Дикий вопрос, не правда ли? А если задать его иначе: существует ли связь между бытовыми танцами и балетом, народной пляской и симфонической музыкой? Если она существует, наши легкомысленные друзья — все эти польки, летки - енки и хале - галле — окажутся в весьма почтенной компании, и тогда уже никто не удивится, что они стали темой серьезного разговора.
Как вы думаете, есть что-то общее между шейком и «Танцем маленьких лебедей»? Дикий вопрос, не правда ли? А если задать его иначе: существует ли связь между бытовыми танцами и балетом, народной пляской и симфонической музыкой? Если она существует, наши легкомысленные друзья — все эти польки, летки - енки и хале - галле — окажутся в весьма почтенной компании, и тогда уже никто не удивится, что они стали темой серьезного разговора.
КТО ПРИДУМАЛ ПЕРВЫЙ ТАНЕЦ?
.... Зверь упал. Восторг и торжество победы! Крики охотников, дикие, неистовые прыжки вокруг поверженной добычи, радость и ликование.
.Танец? Еще нет. Но он уже различим, потому что чувства, выраженные в движении и жесте, — это и есть основа танца.
«- ' Наши далекие предки не выдумывали фигур и поз для своих танцев. Они брали их из жизни. В основе первых плясок движения, связанные с трудом первобытного человека: ловлей рыбы, сбором плодов, охотой.
Танец возник позже, когда движения организовались, подчинились музыке, точнее — ритму.
Вначале музыкальное сопровождение танцев было самым примитивным: удары барабана, хлопанье в ладоши, пение.
Трудовые движения лежали и в основе средневековых хороводов. Под собственное пение или звуки волынки танцоры
двигались
по кругу. Их руки словно выполняли привычную работу: мяли и разбрасывали
семена, подражали ударам и хлопанью валька прачки или постукиванию теребили
лен, молотка башмачника.
По-французски хоровод называется «бранль». О трудовом происхождении некоторых бранлей говорят их названия: бранли пекарей, башмачников, прачек.
По-французски хоровод называется «бранль». О трудовом происхождении некоторых бранлей У трудовых плясок было еще одно, довольно неожиданное назначение: они помогали овладеть необходимыми навыками, учили труду.
ТАНЦЫ ВМЕСТО ШКОЛЫ
говорят их названия: бранли пекарей, башмачников, прачек.
Танцоры раскрашивают лицо и тело, надевают страшные маски. Под однообразную дробь барабана разыгрывается выразительная сцена: исполняющий роль дикого животного подражает его повадкам, остальные действуют как
Древние греки видели в танцах не только школу красоты и грации, но и средство нравственного воспитания. Умение танцевать и играть на музыкальных инструментах ставилось так же высоко, как и знание философии, математики и ораторского искусства.
Греческие юноши учились ловкости и боевым приемам в пляске-пиррихии.
Пиррихий был своеобразной школой воинского опыта и боевой сноровки. Его танцевали с оружием в руках, в тяжелых шлемах и жестких наколенниках. Два ряда танцующих нападали друг на друга, отбивались, прикрываясь щитами, падали, сраженные смертельным ударом. Перед зрителями разыгрывалась увлекательная пантомима, создавалась иллюзия настоящего сражения. Особой любовью пиррихий пользовался в Спарте. Там в нем участвовали и девушки.
ПЕРВЫЕ
МАСКАРАДЫ
Было у танцев и еще одно, может быть, самое главное для древнего человека
назначение — культовое, обрядовое. В плясках первобытные охотники не только
выражали свои чувства. Они наделяли их особой, магической силой, превращали в
своеобразный ритуал. Пляски перед охотой должны были умилостивить враждебные
силы природы, принести удачу, а после завершения охоты — задобрить дух убитого
зверя и отвратить его гнев от племени.
Танцы сопровождали и обряды древних религиозных культов, связанных с земледельческими работами. Так, музыка и танцы широко использовались в египетских обрядовых действах (мистериях), посвященных Озирису — богу плодородия, растительности, влаги.
Неудержимо буйным, стихийным весельем отличались пляски в честь греческого бога плодородия и виноделия Диониса. Отмечались Дионисии весной, когда оживала природа и начинали зеленеть виноградники. Впереди несли статую Диониса в пурпурно-золотом одеянии, за ним шли ряженые: сатиры в звериных шкурах, с козлиными рогами, наяды и нимфы
Верили в магическую силу танцев и древние славяне. Танцуя, они чаще всего двигались по кругу. Почему? Круг — символ солнца. А солнцу, как известно, поклонялись все язычники. Их хороводы — наивное богослужение, радостный обряд в честь сияющего, животворного божества.
Забытые языческие обряды оживают в опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Сказочные берендеи хороводами провожают масленицу, встречают весну и лето. В лучах жаркого солнца тает прекрасная, но холодная Снегурочка. Она — жертва, принесенная богу Ярило. Опера кончается радостным гимном, прославляющим Ярило — солнце.
В средневековье хоровод утрачивает свое магическое значение и становится веселой, часто игривой народной пляской.
КРУГ СТАНОВИТСЯ КВАДРАТОМ
По огромному сумрачному залу медленно двигаются пары. На дамах — высокие остроконечные уборы, затканные золотом платья. Мужчины в коротких плащах, на ногах туфли с носами, вытянутыми наподобие птичьего клюва.
Невозможно поверить, что это... хоровод. Круг исчез. Вместо него — колонна. В кругу все равны, нет ни первых, ни последних. В колонне не так: танцоры располагаются строго по рангам. Открывают шествие хозяин с хозяйкой, за ними следуют самые именитые гости, в конце — те, кто по проще и победнее. Танцуют медленно, величаво. Плавный скользящий шаг, мягкие повороты, поклоны — вот и все фигуры дам и можно ли двигаться иначе в тяжелых парчовых платьях и туфлях с длиннющими носами?
Лишенный
вольного воздуха полей и шумного многоголосья улиц, хоровод стал
неузнаваемым. Исчезли прыжки, тяжеловесные стуки, резкие угловатые
жесты. Исчезла свобода. А вместе с ней ушло и настоящее веселье. В
хороводе каждый танцор мог выдумывать новые движения, вносить в общую
пляску свой темперамент, юмор, фантазию. В придворном танце все фигуры —
начиная с приветственного реверанса и кончая заключительным поклоном —
расписаны заранее. Лучшим танцором считается тот, у кого плавность
движений сочетается с безупречным изяществом
манер.
Вскоре
придворный танец становится непохожим на своего простонародного родителя, что
никому и в голову не приходит
заподозрить его в «низком» происхождении. И как бы удивились все эти знатные
синьоры, если бы узнали, что их вылощенные, благовоспитанные, наряженные в
парики и фижмы танцы родились в простой крестьянской избе. Знать присваивает не
только хлеб и труд народа — и его творчество, его развлечения.
КОРОЛИ НА ПУАНТАХ
...На сцене — танцоры в пышных придворных туалетах. Их лица скрыты масками. Впрочем, зрители без труда узнают артистов. Взоры прикованы к одному, в ослепительном костюме Аполлона. Это сам король...
Король,
танцующий в балете? Странно, не правда ли? Каждый знает, как тяжел труд артистов
балета, как бесконечно долго приходится им тренироваться, чтобы потом, на
сцене, поразить всех невесомой легкостью прыжка или блеском знаменитых фуэте,
словно вращение на одной ноге — самый естественный, с детства
привычный способ
передвижения.
Между тем из истории известно, что короли нередко танцевали в балетах. Людовик XIV, например, участвовал более чем в тридцати спектаклях. Что же, выходит, он тоже часами тренировался, пока министры думали о делах государства?
.. .Балет продолжается. Только что прозвучал гимн в честь бога солнца. Аллегория весьма прозрачна: в последнее время небывалый титул «король-солнце» все чаще соседствует с именем Людовика XIV.
.Все в восторге. Руки, затянутые в перчатки, бесшумно аплодируют танцующему монарху. Кое-кто, сияя прямодушно-восторженной улыбкой, подсчитывает про себя, во что
обошлась
Франции новая роскошная забава — «Большой балет короля»Теперь сопоставьте
слова: бал и балет. Сразу видно, что в них один корень. Оба слова произошли от
итальянского балл о, баллетто, что значит танцевать, прыгать. И действительно,
бал и балет тесно связаны друг с другом. Связывает их главное — танцы. В
придворных балетах исполнялись обычные бальные танцы. Вот поэтому-то в них и
могли участвовать короли и прочие сиятельные дилетанты. И никакой специальной
техники для этого не требовалось.
СКОМОРОХИ - ВЕСЕЛЫЕ МОЛОДЦЫ
Такие люди были и будут всегда — вольные, непоседливые, предпочитающие сытости и благополучию хорошую песню или живое слово. Они не умеют копить и богатеть, зато с радостью отдают все, чем владеют: ум, сердце, веселую выдумку. Свой талант. Сейчас такие люди становятся поэтами, музыкантами, артистами. А в далеком прошлом их называли шпильманами, жонглерами, скоморохами.
Зимой и летом бродили они по городам и деревням, плясали и пели, показывали фокусы и дрессированных животных, разыгрывали смешные фарсы. Их можно было увидеть и под сводами феодального замка, и на шумной площади средневекового города у
Скоморохи были первыми актерами-профессионалами. Для того чтобы публика ходила на их представления, им приходилось все время совершенствовать мастерство. В свои пляски они вводили новые сложные фигуры, головоломные прыжки и поддержки. Танец они соединяли с акробатикой, обогащали и расширяли его содержание и язык.
Скоморохи не только веселили. Они умели и зло поиздеваться над глупцом, трусом, лицемером. Особенно доставалось от них попам. И церковь жестоко мстила артистам. Скоморохов били, высылали, сжигали их инструменты и маски. Но убить искусство этих талантливых выходцев из народа было невозможно. Вновь и вновь оживали их шутки и небылицы, песни и пляски, обогащая народное творчество и профессиональную музыку.
Прямо в гости к морскому царю спускается новгородский гусляр и певец в опере Римского-Корсакова «Садко». В этой же опере на пиру у богатых купцов потешные молодцы поют озорную, песню. В опере Римского-Корсакова «Снегурочка» скоморохи веселой пляской встречают приход лета. Они же — главные герои в балете Прокофьева «Шут, семерых шутов перешутивший».
ТАНЦЫ - ЭТО СЕРЬЕЗНО
Скоморохи — как бы первые профессиональные балетмейстеры, сочетавшие дарование природных танцоров с артистическим мастерством. Их искусство — пример многогранности хореографии, в которой объединяются народная пляска, балет и бытовой танец.
Бытовые танцы — не только часть хореографии. Они отражают эпоху, и нравы своего времени, являются частью
всей культуры. У каждой эпохи свои любимые танцы. В фильме «Ромео и Джульетта» Джульетта с увлечением танцует мориску — модный танец своего времени. А спустя два века таким же модным будет менуэт, еще через сто лет вся Европа начнет танцевать вальс, затем — румбу и чарльстон, фокстрот и танго.
Появляются новые танцы, уходят и забываются старые.
И происходит чудо: бытовой танец, казалось бы, навсегда забытый, вдруг обретает вторую жизнь, начинает звучать в операх, балетах, симфониях.
Вот и ответ на вопрос, заданный в начале: серьезно ли это — танцы? Как видите, да. Бытовые танцы — совсем не случайные гости в мире музыки и хореографии. Они занимают там большое и важное место. О некоторых из них, чья музыкальная судьба сложилась особенно интересно, и расскажут истории этой книги.