Логопед Калачеевской гимназии №1 Аксёнова Ольга Александровна

Викторина "Логопедическая мозаика"

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ОШИБКИ НА ПИСЬМЕ(ДИСГРАФИЯ)

ДИСГРАФИЯ – это частичное нарушение процесса письма проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

При дисграфии отмечаются следующие группы ошибок:

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, слухового восприятия и памяти:

• Пропуски букв и слогов (трава – «трва», принёс – «пинёс» ).

• Перестановки букв и слогов (окно – «онко», взял – «звял», переписал – «пеперисал»).

• Недописывание букв и слогов (красный – «красны», лопата – «лопат» ).

• Наращивание слов новыми буквами и слогами (трава – «тарава», бабушка – «бабабушка»).

• Искажение слов ( на охоту – «наотух»).

• Замена одной буквы на другую (жуки – «зуки», банка – «панка»).

• Нарушения смягчения согласных (васильки – «василки», смяли –«смали»).

2. Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

• Слитное написание слов и их произвольное деление (наступила – «на ступила», висит на стене – «виситнастене», устала - «у стала»).

• Неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений. («Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная ему надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.»).

3.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороной речи:

• Аграмматизмы («Саша и Лена «собираит» цветы.Дети сидели на «большими» стулья.»)

• Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок ( в кармане – «вкармане», прилетели – «при летели», по дороге – «подороге»).

4.Ошибки, обусловленные заменой по принципу оптического сходства букв и искажённое их написание.

• Замены букв О-А («бонт», «куполся, «ураки», «глозки»),

• Замены букв Б-Д («людит», «рыдолов», «»убача», «ядлоки»).

• Замены букв И-У («прурода», «села миха», «на береги», «кукишка», «зелёный кист» ).

и др.

 

Как заниматься с детьми, допускающими такие ошибки?

ИГРАТЬ! Ведь именно в поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы, в частности для грамотного письма. Каждая предложенная игра направлена на развитие нескольких функций. Одно и тоже игровое упражнение можно применять при разных нарушениях письменной речи.

 

Пропуск букв и слогов, их перестановка(игровые приемы исправления)

«Магазин».    Продаем определённые предметы, представленные на картинках, рекламируя их по каждой букве. Эффективно при пропуске букв, при несформированности семантического образа слова, при речевом недоразвитии. Прорекламируйте слово ЖУК (жёлтый, устрашающий, крылатый)

«Наборщик».    Из букв предлагаемого слова надо составить новые слова. Развивается зрительное восприятие, формируется навык грамотного письма.

«Шифровальщики» или «Письмо по-древнерусски».   Слова записываются только согласными, обозначая гласные точками наверху, или только гласными. Через некоторое время таким образом можно записывать небольшие тексты. При выполнении отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.

«Рассыпушки».   Из предлагаемых букв нужно собрать слово. Или, как вариант, слово составляют из рассыпавшихся слогов. Игра эффективна при пропуске букв, слогов, при их перестановке.

«Волшебный домик».   На доску прикрепляется домик с окошками (рисуется). В окошки вписываются в произвольном порядке наборы букв. Ученики отгадывают, какие слова живут в этом домике. Развивается умение определять последовательность букв в слове .

 

Я уверена, что превосходных результатов можно добиться в работе с детьми, страдающими нарушениями письменной речи тогда, когда вместе объединяются и учитель, и психолог, и логопед, и, конечно, родители.

 

сентябрь 2017 г.

А Р Т И К У Л Я Ц И О Н Н А Я     Г И М Н А С Т И К А

Очень велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.

Даже при самой тщательной работе логопеда необходимо родителям выполнять с детьми специальные задания. Выполнять их нужно ежедневно или через день (можно в форме игры). Давая определённые целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка (губы, язык…) к произнесению  тех звуков, которые он плохо выговаривает.

ПОМНИТЕ:  если ребёнок будет чаще тренироваться, он быстрее научится правильно выговаривать трудные для него звуки.

При проведении специальных упражнений родителями с детьми  СЛЕДУЕТ  УЧЕСТЬ:

подготовка органов артикуляции к работе над звукопроизнесением начинается с артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики:

• научить ребенка элементарным навыкам произвольных движений;

• сформировать умение контролировать органы артикуляции;

• развивать пластичность и точность движений.

Систематическое проведение упражнений сокращает сроки логопедической работы. Кроме того, ежедневное выполнение  движения, необходимые для правильного произнесения звуков.

Работа по развитию органов артикуляции делится на 3 этапа:

I) работа по активизации мягкого нёба;

II) работа по активизации щек и губ;

III) работа по активизации языка.

Работа по активизации языка также делится на 3 этапа, в которых упражнения группируются по степени сложности, концентрации усилий, внимания, умения регулировать деятельность своих органов артикуляции.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

1. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, 2-3 раза в день по 5–10 минут, перед зеркалом.

2. Артикуляционная гимнастика проводится на протяжении всей работы с ребенком.

3. В начале обучения осваивается 1–2 упражнения. Увеличение количества упражнений зависит от тяжести речевого дефекта

• тяжелая степень речевого нарушения – новое упражнение отрабатывается в течение недели;

• средняя степень речевого нарушения – новое упражнение изучается в течение трех дней;

• легкая степень речевого нарушения – количество упражнений можно увеличивать ежедневно.

4. Не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.

5. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.

6. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок выполнял упражнения легко, без напряжения.

7. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок, выполняя упражнения, не изменял правильное положение языка, губ. При неточности взрослый исправляет, но если после 2–3 попыток упражнение не получается, нужно переходить к новому материалу, оставляя доработку не следующие занятия.

8. В процессе выполнения артикуляционной гимнастики целесообразно привлекать зрительные, тактильные, кинестетические анализаторы, постоянно обращать внимание ребенка на ощущения от органов артикуляции (положение губ, языка и пр.).

9. Каждое занятие должно начинаться с обязательного повторения всего изученного. На первых занятиях необходимо многократное повторение упражнений, на последующих – достаточно беглого.

10. Выполнение гимнастики для языка можно сопровождать показом картинок, соответствующих

названиям упражнений (например, картинки с изображением лопатки, мостика и пр.).

апрель 2017

 

ПОДГОТОВКА РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется письмо — новая и трудная для ребенка деятельность, — делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

- показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет;

- поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой;

- после уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

- определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа — это ближе к правой руке, слева — ближе к левой.

- определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями. Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради — справа или слева.

Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа — ручку и т.д.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы.

Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

- написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

- положить кружок, справа от него — крестик, слева от крестика поставить точку.

- нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — кружок.

- нарисовать квадрат, справа от него — крестик, выше крестика поставить точку.

Определение правой и левой стороны предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

Хотелось бы предупредить родителей об опасности чрезмерно раннего (до пяти с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому — образному, творческому. В возрасте до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Кроме того, раннее обучение может спровоцировать невроз.

декабрь 2016

Речевая готовность ребёнка к школе.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено.  Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.  Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

 

Учитель-логопед  Аксенова О.А.                                        октябрь 2014 г.

Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка.

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности детской речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, «выговорится», что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком. Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.

2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря).

3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.

4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.

5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.

6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.

7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.

8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.

Подготовила учитель-логопед Аксенова О.А.

Май 2016

Распространённые ошибки родителей