Вверх

 

Перепись населения

 проектно-исследовательская деятельность учащихся 8 Г класса

 УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Колесникова Наташа

Коновалова Вика

Краснолуцкий Артем

Неретина Наташа

Осипова Катя

Руденко Вика

Скорободилова Оля

Царегородская Оля

Четвериков Витя

Шилов Дима

   РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА:

Богданова Е.Н. - учитель географии и экономики
Колесникова Т.Э. - учитель истории и права

организаторы

г. Калач - 2004

Содержание

 

      1. Общие сведения

      2. Национальный вопрос

      3. Вероисповедание

      4. География мест рождения учащихся.

      5. Демографическая ситуация

      6. Любимый школьный предмет

      7. Хобби учеников

      8. Почему дети любят или не любят ходить в школу?

      9. Анализ предпочтений и моделирование будущего

Заключение

Переписной лист


 

Основные задачи проектной деятельности учащихся

Образовательные:

  • Узнать, для чего проводится перепись населения в стране. Какие особенности жизни общества перепись выявляет? Зачем нужны эти сведения государству?
  • Рассмотреть гимназию как модель государства, с точки зрения населения.

Развивающие:

Научиться

  • планировать работу в группе, распределять обязанности между собой;
  • анализировать свою работу и корректно оценивать работу своих товарищей;
  • проводить анкетирование, вести беседу, проводить презентацию;
  • обрабатывать информацию, в частности, проводить компьютерную обработку массива данных.

Воспитательные:

Научиться

  • брать инициативу на себя;
  • работать в команде;
  • владеть приемами конструктивной критики;
  • признавать права каждого на индивидуальное мнение по проблеме;
  • быть терпимым к чужой культуре, традициям и т.д.;
  • стремиться прийти к лучшему результату общей работы.

Вверх


 

Этапы проектной деятельности

1. Подготовительная работа

  1. Постановка задач проекта.
  2. Составление переписного листа.
  3. Подготовка участников проекта к переписной работе:
    • разработка графика проведения школьной переписи;
    • обсуждение содержания презентации проекта для анкетируемых групп;
    • выработка корректной манеры поведения участников проекта во время переписной работы.

2. Проведение школьной переписи населения.

3. Обработка информации и подведение итогов проектной деятельности.

4. Оформление результатов работы.

Вверх


 

Введение

Тема нашей работы не нова. Мы опирались на опыт некоторых учителей московских школ, уже проводивших перепись населения в своих учебных заведениях. Этот вид исследовательской работы показался нам интересным, и мы тоже решили провести перепись населения нашей гимназии. Проектная деятельность носила характер социологического мониторинга, в ходе которого, мы получили  информацию, на наш взгляд, полезную:

  • для администрации гимназии, так как результаты анкетирования позволяют рассмотреть различные стороны школьной жизни и выявить наметившиеся тенденции и проблемы;
  • для учителей-предметников, которые с интересом ожидали завершение работы, чтобы узнать рейтинг предметов;
  • для самих учеников, которым было интересно узнать все, начиная с того, какое самое популярное имя в гимназии и, заканчивая тем, сколько учащихся хотят стать юристами, экономистами, механиками, президентами и т.д.;
  • для родителей, которым тоже будут небезынтересны некоторые результаты исследования детей;

т.е., практически, для всех участников учебно-воспитательного процесса.

Польза от проектной деятельности состоит не только в получении информации, но и в самом процессе работы.

Во-первых, участие в проекте способствовало:

  • приобретению навыков исследовательской, творческой деятельности,
  • расширению кругозора,
  • активизации самостоятельности учеников,
  • повышению интереса к обучению.

 Во-вторых, не вызывает сомнения воспитательный эффект от проектной деятельности. Ребята учились:

  • работать в команде,
  • понимать, что существуют разные точки зрения на ту или иную проблему; что все люди разные (по национальности, вероисповеданию и т.д.), и всех нас должно объединять главное – доброта, взаимопонимание; уважение к чужим традициям, культуре.

Не смотря на то, что наши исследовательские интересы затрагивали некоторые тонкие вопросы (национальная принадлежность, вероисповедание), ни один ученик не отказался от участия в предоставлении информации. Все опросы проводились только по желанию и анонимно.

Вверх


 

 Результаты проектно-исследовательской деятельности

учащихся 8Г класса.

1. Общие сведения.

Общее число учащихся 5-11 классов в гимназии составляет 494 человека.

Приняли участие в школьной переписи населения – 450 человек или 91%.

Таблица 1

Классы по параллелям

Кол-во уч-ся в параллели (чел.)

Количество уч-ся, принявших участие в переписи (чел.)

Доля уч-ся, принявших участие в переписи (%)

5-е

50

46

92

6-е

38

33

87

7-е

85

78

92

8-е

95

95

100

9-е

75

67

89

10-е

70

67

96

11-е

81

64

79

Итого

494

450

91

 

Таблица 2

 Половой состав учащихся 5 – 11 классов

Классы по параллелям

Кол-во уч-ся в параллели

Кол-во мальчиков

Кол-во девочек

5-е

50

22

28

6-е

38

18

20

7-е

85

47

38

8-е

95

56

39

9-е

75

35

40

10-е

70

18

52

11-е

81

28

53

5-11-е

494

224

270

 Соотношение мальчиков и девочек

Соотношение мальчиков и девочек

Таким образом, можно заметить, что в 5 – 11 классах преобладают девочки - 54,7%, а мальчиков меньше – 45,3%. Это почти повторяет и ситуацию в стране. По данным переписи 2002 года в России женщины составляют 53%, а мужчины – 47% от общей численности населения. Такая картина в нашей гимназии сохраняется и по параллелям, за исключением 7-х и 8-х классов. Здесь большинство мальчиков. В 10-х классах – наименьшая доля мальчиков (25,7%).

По цвету глаз и волос наши мальчики и девочки распределились следующим образом:

  • больше всего у нас оказалось кареглазых – 186 чел.,
  • далее следуют зеленоглазые – 89 чел.,
  • ненамного меньше – голубоглазых – 87 чел.,
  • а сероглазых – меньше всех – 69 чел.

 Однако, на наш взгляд, сероглазых учащихся несколько больше, чем заявляет статистика. Некоторые обладатели серо-голубых  и серо-зеленых глаз,  для большего романтизма, отнесли себя, скорее, к голубоглазым и зеленоглазым. Некоторые же - затруднились определить свой цвет глаз. Несомненно одно – в 5-11 классах преобладают кареглазые учащиеся.

По цвету волос ситуация сложилась так:

  • на первом месте – русые (213 чел.),
  • на втором – брюнеты и брюнетки (66 чел.),
  • на третьем – крашеные (38 чел.),
  • на четвертом – блондины и блондинки (29 чел.),
  • на пятом -  шатены и шатенки (22 чел.).

Попадались нам и обладатели каштановых волос, а иногда – рыжие, но редко.

Иллюстрацией к этим данным являются диаграммы, показывающие процентное соотношение всех характеристик.

Цвет глаз

 

Цвет волос

 

Нам также интересно было узнать, какими именами чаще всего называли своих детей родители в период с 1986 по 1993 годы. Выяснилось вот что:

Мужские имена

 

Женские имена

 

1. Саша

- 19 раз

1. Вика

- 17

2. Сергей

- 13

2. Наташа

- 16

3. Дима

- 12

3. Марина

- 13

4. Андрей

- 10

4. Лена, Катя

- по 10 раз.

             Таким образом, самыми популярными именами в этот период были Александр и Виктория. По крайней мере, среди родителей учащихся нашей гимназии, которые девочек хотели видеть «победительницами», а мальчики обязательно должны были стать «мужественными». Ведь так с греческого языка переводятся эти имена.

В ходе анкетирования мы также пытались выяснить, много ли учеников у нас в гимназии курит. Их оказалось 30 человек или 6,7%. Но у нас есть сомнения, что все ученики честно отвечали на этот вопрос, поэтому процент курящих, наверное, несколько выше.

Процент курящих

           Подводя итоги анализа общих сведений, мы готовы сформулировать характеристики среднестатистического ученика 5-11 классов гимназии №1.

русоволосый,

с карими глазами,

мальчика зовут Саша,

девочку Вика,

а каждый 15-й из них -  курит.

Вверх


 

 2. Национальный вопрос

          В нашей многонациональной стране живут 130 народов, каждый из которых отличается по языку, традициям, культуре. Русские являются титульной нацией нашего государства,  а потому их доля в этом многообразии народов подавляющая – 81,5%. Однако, вследствие отрицательного естественного прироста населения в группе славянских народов, в России происходит изменение национального состава. Нам интересно было узнать, насколько национальный состав нашей гимназии отражает ситуацию, сложившуюся в стране. И вот какие результаты мы получили:

95% учащихся гимназии №1 – русские;

3%                                               -  армяне (13 чел.);

около 1%                                   -  украинцы (4 чел.);

0,4%                                           -  татары (2 чел.);

1 латышка, 1 таджичка, 1 поляк.

 

Национальный вопрос

Национальный вопрос

              Таким образом, население нашей гимназии в целом повторяет структуру национального состава РФ:

  • подавляющее большинство -  русские;
  • на третьем месте – украинцы;
  • татары – второй по численности народ в РФ, также представлены у нас в гимназии.

А отличия заключаются в следующем:

  • на втором месте у нас не татары, как в РФ, а армяне, которые лишь на 13 месте в России по численности населения;
  • доля украинцев у нас меньше, чем в целом по стране;
  • латыши, таджики и поляки не относятся к многочисленным народам РФ, однако в нашей гимназии есть представители и этих национальностей.

Изучая вопрос о национальной принадлежности родственников наших учащихся, мы выяснили, что среди них преобладают русские (80%), на втором месте -  украинцы (около 9%), а далее следуют:

      • армяне,
      • цыгане,
      • белорусы,
      • таджики,
      • поляки,
      • татары,
      • немцы.

В родословной некоторых  наших учеников встречаются казахи, киргизы, башкиры, узбеки, болгары, греки, корейцы, аварцы, латыши. Но учащихся, назвавших эти национальности, немного.

Национальный состав диагностируется, отчасти, и по именам. У нас есть ученицы с именами: Карина, Лайли, Люсинэ, Камилла, Аминат, Илона. А среди мужских имен встречаются: Карен, Дикар, Армен, Араик, Руслан.

Итак, в нашей гимназии не представлены все 130 народов, и, тем не менее, наше маленькое государство можно назвать многонациональным. А с этим надо считаться. В последнее время проблема национализма стоит довольно остро. Совершенно ясно, что ее надо решать. Необходимо воспитывать у учащихся общечеловеческие качества: доброту, уважительное отношение к каждому человеку, к иной культуре. Главное место в этом отводится семье и, конечно же, школе. Нужно больше рассказывать об обычаях и традициях народов, о национальной музыке, песнях, танцах, поэзии и т.д. Об этом можно говорить на уроках географии, истории, обществознания, МХК, уроках художественно-эстетического цикла и, конечно, на тематических классных часах. «Политкорректность» должно быть для нас не модным словом, а одним из главных критериев в оценке воспитанности ученика и, в конечном счете, выпускника гимназии.

Вверх


3. Вероисповедание

       Оказалось, что многие ребята в гимназии недостаточно  хорошо понимают, что такое религия. Анализ статистических данных показал следующее:

  • некоторые не знают, что христианство делится на несколько направлений и поэтому 20% учеников называют себя  «христианами», «хрестианами», «хрестьянами» и т.д., а не православными, например;
  • 13% вообще не знают вероисповедания своих родителей;
  • некоторые считают, что они и их родители приверженцы «русской веры»;
  • несколько учащихся считают, что «крестьянка» – это тоже определение принадлежности к вероисповеданию;
  • знают, что их родители неверующие4 человека;
  • 1 человек заявил о принадлежности своей семьи к армяно-григорианской церкви;
  • 1 человек – к католической религии;
  • 3 человека исповедуют ислам;
  • к православным себя и своих родителей отнесли 63% учеников (285 чел.).

 

Религиозный состав учащихся 5-11 классов гимназии №1

Религиозный состав

 

Вероисповедание

Вверх


4. География мест рождения учащихся.

 

Обрабатывая анкетные данные, мы выяснили, что ученики нашей гимназии имеют обширную географию мест своего рождения. Конечно, большинство из них родились в Калаче (71%), Воронеже (7,6%) и Воронежской области (4,2%). Однако 8% опрошенных -  родом из других субъектов РФ, 9% - из республик СНГ и стран Балтии.

В качестве места своего рождения, другие субъекты РФ назвали 32 ученика. Из них:

          В автономных республиках родились 9 чел.(2%):

          Башкирия -                                             2 чел.

          Дагестан   -                                              1 чел.

          Карелия    -                                              1 чел.

          Коми          -                                              1 чел.

          Татарстан -                                              1 чел.

          Якутия      -                                              3 чел.

 

          В краях -  3 человека:

                            Приморский -                                         1 чел.

                            Хабаровский -                                         2 чел.

 

                    В областях ЦЧР – 7 человек:

                          Белгородская -                                       2 чел.

                          Курская           -                                       1 чел.

                          Липецкая        -                                       2 чел.

                          Тамбовская    -                                       2 чел.

                    В областях РФ  - 13 человек:

                          Владимирская -                                    1 чел.

                          Калининградская                                 1 чел.

                          Магаданская   -                                     1 чел.

                          Мурманская    -                                     1 чел.

                          Оренбургская  -                                     1 чел.

                          Пензенская      -                                      1 чел.

                          Ростовская      -                                       1 чел.

                          Рязанская        -                                       2 чел.

                          Самарская       -                                       2 чел.

                          Сахалинская   -                                       1 чел.

 

          В республиках СНГ и Балтии – 41 человек:

                Армения           -                                       6 чел.

                Грузия              -                                        5 чел.

                Казахстан        -                                        6 чел.

                Киргизия         -                                        3 чел.

                Латвия             -                                        1 чел.

                Таджикистан  -                                        1 чел.

                Туркмения      -                                        1 чел.

                 Украина         -                                       13 чел.

                 Узбекистан    -                                         5 чел.

          В Санкт-Петербурге – 4 человека.

Геграфия гимназии

Такая обширная география объясняется тем, что года рождения учащихся 5-11 классов – 1986-1993 – годы активной миграции населения, явившейся результатом коренных экономических и политических потрясений в стране, связанных с распадом Советского Союза. Неслучайно, по нашим данным, в гимназии больше детей, родившихся в странах СНГ и Балтии, т.е. бывших союзных республиках, чем родившихся в субъектах РФ и переехавших в Калачеевский район. Кроме того, прибытие мигрантов из стран нового зарубежья обусловлено не только и не столько наличием родственников в России, отсутствием языкового барьера, а относительной социально-экономической стабильностью в России. Она проявляется в более прочных позициях национальной валюты, больших предпосылках для развития бизнеса и коммерции по сравнению с бывшими союзными республиками. Что касается внутренних миграций в пределах РФ, то они связаны с оттоком населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока в силу экономических причин.

Итак, наша гимназия опять стала моделью развития нашей страны, иллюстрирующей миграционные процессы в ее пределах.

Некоторые пятиклассники ответили, что не знают, где они родились, а некоторые учащиеся просто написали:  «в России». Это напомнило строки из очень известной советской песни:

Мой адрес -  не дом и не улица,

Мой адрес – Советский Союз…

Вверх


 5. Демографическая ситуация

 

              Демографическая ситуация в нашей стране очень сложна. И связана она с небольшой продолжительностью жизни, отрицательным естественным приростом, который напрямую зависит от рождаемости. Результаты нашего анкетирования достаточно хорошо проиллюстрировали динамику   рождаемости. Для этого мы сравнили количество детей в семьях наших учеников с количеством детей  в семьях их бабушек. И выяснили, что семьи бабушек наших учащихся гораздо более многодетны, т.е. детей раньше рождалось больше. Данные по демографической ситуации в нашей гимназии приведены в табл.3.

Таблица 3

Кол-во семей уч-ся

Кол-во семей бабушек

Кол-во детей в семье

35%

16,6%

1

48,5%

44,8%

2

7%

22%

3

3,8%

7,5%

4

1,1%

5%

5

0,4%

2%

6

-

1,3%

7

0,2%

0,3%

8

-

0,1%

10

 

0,1%

11

Демографическая ситуация

Вверх


 6. Любимый школьный предмет

 

Таблица 4.

Любимые предметы

5-х классов

Доля учащихся, выбравших предмет (%)

Физкультура

22%

русский язык

15%

Математика

История

по 11%

Рисование

9%

Информатика

7%

Таблица 5.

Любимые предметы

 6-х классов

Доля учащихся, выбравших предмет (%)

Физкультура

36%

Информатика

русский язык

по 12%

Рисование

9%

География

6%

ОБЖ

6%

Таблица 6.

Любимые предметы

7-х классов

Доля учащихся, выбравших предмет(%)

Физкультура

46%

русский язык

14%

История

12%

Алгебра

10%

Информатика

Иностранный язык

Рисование

МХК

по 9%

Литература

8%

География

6%

Физика

ОБЖ

по 5%


Таблица 7

Любимые предметы

 8-х классов

Доля учащихся, выбравших предмет(%)

Физкультура

32%

Алгебра

24%

История

20%

Информатика

11%

Биология

7%

Литература

6%

География

5%

Химия

4%

русский язык

черчение

иностранный язык

МХК

по 3%

 

Таблица 8.

Любимые предметы

9-х классов

Доля учащихся, выбравших предмет(%)

Физкультура

28%

Алгебра

Информатика

по 19%

История

18%

География

15%

Таблица 9.

Любимые предметы 10-х классов

Доля учащихся, выбравших предмет(%)

Биология

21%

Физкультура

19%

ОСЦ

13%

Химия

12%

Информатика

10%


Таблица 10.

Любимые предметы

11-х классов

Доля учащихся, выбравших предмет(%)

Физкультура

31%

ОБЖ

17%

История

Информатика

по 16%

Экономика

Литература

по 11%

Алгебра

9%

Иностранный язык

8%

ОСЦ

6%

МХК

Биология

по 5%

Таблица 11.

Рейтинг предметов, преподаваемых в 5-11 классах

гимназии №1

место

предметы

Доля уч-ся, выбравших предмет

1

Физкультура

31,2%

2

История

13,4%

3

Алгебра

12,2%

4

Информатика

12%

5

Русский язык

6,2%

6

Биология

6%

7

География

5,8%

8

Иностранный язык

5%

9

Литература

4,5%

10

ОБЖ

4,2%

11

Химия

3,6%

12

МХК, рисование

3,3%

13

Физика

3,1%

14

ОСЦ

2,9%

15

Геометрия

1,8%

16

Экономика

1,6%

17

Черчение

1,3%

18

Труды

0,9%

19

Астрономия

0,7%

20

Танцы, музыка

0,4%

21

Культура общения, макраме

по 0,2%


           Итак, самый любимый предмет учащихся нашей гимназии – физкультура, второй по популярности предмет – история, на третьем месте – алгебра, и чуть меньше голосов досталось информатике. Самым любимым предметом ХЭЦ оказалось рисование.   У  5 человеквсе предметы, преподаваемые в гимназии, - любимые. Ни одного любимого предмета не назвали - 14 человек. А 1 человек считает самым лучшим предметом в мире – перемену!

Вверх


 7. Хобби учеников

        Увлечения наших учеников оказались самые разнообразные: от коллекционирования открыток до лежания на диване,  от шахмат до лошадей. Но некоторые общие тенденции мы  все же выявили.

Таблица 12.

место

хобби учеников

 5-х классов

Доля учеников, назвавших хобби

1

Рисование

22%

2

Спорт:

            футбол

            тхэкван-до

            шахматы

22%, из них:

9%

4%

4%

3

Слушать музыку

Компьютер

Чтение

нет хобби

По 9%

4

Танцы

7%

5

Разведение цветов

Шитье, вязание

По 4%

6

Гулять

Играть в школу

Лепить из глины

Выжигание

Военно-спортивный клуб

Учить уроки

Вышивка

По 2%

Таблица 13.

место

хобби учеников

6-х классов

Доля учеников, назвавших хобби

1

Компьютер

Телевизор

нет хобби

12%

2

Слушать музыку

Спорт

Футбол

Теннис

9%

9%, из них:

3%

3%

3

Чтение

Танцы

Гулять

Искусство

По 6%

4

Рисование

Коллекционирование открыток

Готовить

Помогать бабушке

По 3%

Таблица 14.

место

хобби учеников

7-х классов

Доля учеников, назвавших хобби

1

Слушать музыку

47%

2

Спорт

41%

3

Рисование

10%

4

Компьютер

8%

5

Макраме

5%

6

Моделирование

Бисероплетение

Чтение

Школа

Телевизор

По 3%

7

Туризм

Танцы

По 1%

Таблица 15.

место

хобби учеников

8-х классов

Доля учеников, назвавших хобби

1

Спорт

25%, из них:

 

Футбол

16%

2

Компьютер

15%

3

Танцы

12%

4

Рисование

9%

5

Слушать музыку

8%

6

Чтение

6%

7

Гулять

нет хобби

По 4%

8

Телевизор

Разведение цветов

Пение

Коллекционир-е марок

Игра на гитаре

Рыбалка

По 2%

9

Изобретения

Рейперство

Писать стихи

Писать рассказы

Лежать на диване

Заигрывать с девчонками

Аквариумные рыбки

Коллекционир-е дисков

Коллекционир-е монет

Лошади

Мопед

Фотография

Красивые вещи, рисовать на ногтях

по 1 чел.

Таблица 16.

место

хобби учеников

9-х классов

Доля учеников, назвавших хобби

1

Спорт

24%, из них:

 

Футбол

9%

2

нет хобби

15%

3

Слушать музыку

13%

4

Компьютер

Рисование

По 10%

5

Чтение

Танцы

Вышивка

По 7%

6

Копить деньги

Сон

По 3%

7

Писать письма в армию

Автомобили

Отдыхать

Журналы

Резьба по дереву

Болтать по телефону

Ремонт двигателей

Парикмахерское дело

Сигаретные пачки

по 1 чел.

 

Таблица 17

место

хобби учеников

10-х классов

Доля учеников, назвавших хобби

1

Спорт

33%, из них:

 

Волейбол

13%

 

Баскетбол

10%

 

Футбол

9%

2

нет хобби

15%

3

Танцы

12%

4

Гулять

10%

5

Компьютер

9%

6

Рисование

6%

7

Чтение

4%

8

Макраме

3%

Таблица 18.

место

хобби учеников

11-х классов

Доля учеников, назвавших хобби

1

Спорт

28%

2

Слушать музыку

19%

3

Чтение

16%

4

Рисование

11%

5

Компьютер

Танцы

нет хобби

По 8%

6

Рыбалка

Туризм

По 3%

7

Моделирование

Туризм

Пение

по 1 чел.

 

Увлечения учащихся

             Таким образом, самое любимое увлечение учащихся 5-11 классов – спорт(24%)  . Причем, футболом увлечены -  9%, волейболом – 3%, а баскетболом – 2% отвечавших на вопросы анкеты. Вторую строку в рейтинге популярности увлечений занимает – музыка («слушать музыку»)(16%), третью – рисование (11%). «Компьютер» оказался на 4 месте, а «телевизор» лишь на 9! «Чтение» хоть и уступает танцам, зато опережает «гулять» и «телевизор».

Итак, судя по рейтингу увлечений, наш среднестатистический ученик должен быть здоровым, творческим, в меру продвинутым ребенком.

Вверх


 8. Почему дети любят или не любят ходить в школу?

В нашем переписном листе были следующие вопросы:

        • любишь ли ты ходить в школу?
        • что тебе не нравится в школе?

            Вот какие результаты мы получили:

Любдю ходить в школу

Отсуда видно, что большинству ребят нравиться ходить в школу. А положительное отношение к ней они объясняют следующими мотивами:

      • 25% учащихся любят ходить в школу из-за возможности общаться со своими сверстниками;
      • 18% - из-за того, что здесь они узнают много нового;
      • 17% ответили, что в школе им очень интересно;
      • 11-ти % учащихся здесь очень весело;
      • 8% ходят в школу, чтобы получить знания;
      • 6% - потому что любят учиться;
      • 4% - хотят быть образованными;
      • 4% любят ходить в школу, потому что дома скучно;
      • 2% ходят в школу, потому что надо;
      • а 5% не знают, почему они любят ходить в школу; любят и все!

А вот, те причины, из-за которых не любят ходить в школу наши ученики:

      • много задают домашних заданий – 11%;
      • скучно                                                 - 10%;
      • рано вставать                                    -  9%;
      • не люблю учить уроки                     -  8%;
      • трудно учиться                                  -  6%;
      • вторая смена                                      -  5%.
      • Некоторые учащиеся не определились с тем, любят ли они ходить в школу или нет, так как это зависит от:
      • настроения;
      • предметов по расписанию;
      • количества уроков по расписанию;
      • от того, выучил или не выучил уроки;
      • есть сегодня любимый предмет или нет.

И еще одно наблюдение. Анализируя причины, по которым дети любят  ходить в школу мы обратили внимание, что

    • 5-классникам, в первую очередь, в школе интересно;
    • 6-классники ходят в школу получать знания;
    • 7-классники – чтобы узнать много нового;
    • 8-,9- и 11-классники любят ходить в школу из-за возможности пообщаться со сверстниками;
    • большинство 10-классников любят ходить в школу, потому что здесь  весело.

Мы также проанализировали отношение учащихся к их учебному заведению – гимназии №1 и получили такую информацию:

И теперь, что же конкретно не нравится учащимся 5-11 классов в их родном учебном заведении:

      • носить сменную обувь (16%);
      • оборудование школы (13%);
      • некоторые уроки (11%);
      • несправедливое и нетерпимое отношение некоторых учителей (10%);
      • много домашних заданий (10%);
      • вторая смена (9%);
      • плохая дисциплина (9%);
      • учиться (7%);
      • много уроков (6%);
      • много сдавать денег (5%);
      • длинные уроки (5%);
      • плохие оценки (4%);
      • короткие перемены (4%);
      • рано вставать (3%);
      • много контрольных работ (2%);
      • дежурство (1,5%);
      • столовая (1%).
      • В качестве претензий и пожеланий некоторые ученики отметили, что в гимназии:
      • нет телефона для учеников,
      • мало конкурсов на праздниках,
      • мало дискотек,
      • не хватает духа коллективизма,
      • не нравится учиться в субботу,
      • мало каникул,
      • надо отменить экзамены,
      • очень высокие ступеньки (претензия из 5-го класса),
      • маленькие дети из начальной школы очень раздражают своей беготней и шумом (претензия от 11-х классов).

Вверх


 9. Анализ предпочтений и моделирование будущего.

 

Один из вопросов переписи был: «Кем вы хотите стать?» Оказалось, что дети хотят овладеть 45 различными профессиями. Самые попупярные из них:

  • врач                                                                                       - 61 чел.(14%),
  • экономист                                                                             - 45 чел.(10%),
  • юрист                                                                                    - 40 чел.(9%),
  • программист                                                                        - 30 чел.(7%),
  • милиционер                                                                          - 24 чел.(5,3%),
  • дизайнер модной одежды или рекламы                         - 19 чел.(4%),
  • журналист                                                                            -  17 чел.(3,7%),
  • ученый (в различных областях науки)                          - 15 чел.(3,3%),
  • бизнесмен                                                                              - 15 чел.(3,3%),
  • учитель                                                                                  - 15 чел.(3,3%),
  • переводчик                                                                           -  14 чел.(3%),
  • спортсмен                                                                             -    9 чел.(2%),
  • дальнобойщик                                                                     -    8 чел.,
  • певица                                                                                   -    7 чел.,
  • повар                                                                                     -    7 чел.,
  • парикмахер                                                                           -   7 чел.,
  • президент                                                                              -    6 чел.,
  • механик                                                                                 -    6 чел.,
  • модель                                                                                   -    5 чел.

             Кроме того, были названы и такие профессии как военный, продавец, актриса, телеведущий, режиссер, гонщик, визажист, директор фирмы, каскадер, министр, депутат государственной думы. Очень немногие учащиеся выбрали рабочую профессию. Среди них: тракторист, электрик, кондитер, строитель. Были и такие ответы как миллионер, джинн, киллер, Саша Белый. А один ученик на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» – ответил: «Человеком!». Не определились еще – 77 человек(17%).

        Предпочтения учащихся по параллелям показаны в таблице ниже. Проанализировав эту информацию, мы можем сделать вывод, что большинство школьников выбирают высокооплачиваемые и престижные профессии. Но нашей стране нужны не только дизайнеры, юристы и экономисты, но и учителя, строители, военные, а также высококлассные рабочие специалисты. И может быть , лучше стать хорошим токарем, чем посредственным журналистом?! Проблема, однако, состоит в том, что оплата труда в таких сферах деятельности не соответствует нормам цивилизованного общества. В связи с этим , нам захотелось узнать, как подрастающее поколение отвечает на вопрос: «Где вы хотите работать в России или за рубежом?». Эту информацию иллюстрируют диаграммы, из которых видно, что большая часть детей хочет работать в России. А если судить по первой диаграмме, то чем старше становятся ученики, тем большее их количество хочет работать за границей.

 

5-е классы

Врач

8 чел.(17%)

 

Учитель

6 чел.(13%)

 

6-е классы

нет явных предпочтений

 

7-е классы

Экономист

10 чел.(13%)

 

Предприниматель

9 чел.(12%)

 

Юрист

7 чел.(9%)

 

Певица

Врач

Дизайнер

Менеджер

по 5 чел.(6%)

 

 

 

 

8-е классы

Программист

13 чел.(14%)

 

Врач

11 чел.(12%)

 

Юрист

8 чел.(9%)

 

9-е классы

Экономист

11 чел.(16%)

 

Врач

10 чел.(15%)

 

Программист

8 чел.(12%)

 

Юрист

7 чел.(10%)

 

10-е классы

Милиционер

Журналист

по 10 чел.(15%)

 

 

Историк

9 чел.(13%)

 

Врач

Переводчик

по 8 чел.(12%)

 

 

Юрист

7 чел.(10%)

 

Экономист

Бухгалтер

Дизайнер

по 4 чел(6%)

 

 

 

11-е классы

Юрист

10 чел.(15%)

 

Экономист

9 чел.(13%)

 

Программист

4 чел.(6%)

 

Соотношение уч-ся по параллелям

(« Где вы хотите работать в России или за границей?»)

Соотношение уч-ся по работе

Соотношение уч-ся при ответе на вопрос:

« Где вы хотите работать в России или за границей?»

Вверх


 Заключение

 

            На последнем этапе работы участникам проекта было предложено написать отзыв об этом виде исследовательской деятельности, который включал ответы на следующие вопросы:

  1. Что нового ты узнал о школе, учениках?
  2. Что тебя удивило? …рассмешило?…огорчило?
  3. Понравился ли тебе такой вид деятельности, почему?
  4. Чему ты научился?
  5. Способствовала ли совместная работа над проектом сплочению вашего коллектива?

            Вот  фрагменты некоторых отзывов:

Оля Ц.: Это было очень увлекательно. Мы научились многому: работать в      группе; собирать, обрабатывать, обобщать информацию и выделять главное; мы стали ближе по отношению друг к другу;  стали лучше… Мне кажется, этот новый для нашей школы проект прошел успешно, потому что никто из ребят гимназии не отказался от участия в переписи, а все старались только помочь.

Артем К.: Во время обработки переписных листов я узнал, что наша гимназия многонациональная. У нас учатся армяне, украинцы, таджики, поляки…Мне понравилось работа над проектом. Я научился общаться с младшими учениками, быстро выполнять поручения учителя…

Вика Р.: В ходе работы я узнала много нового о школе, учениках. Об их отношении к учебе, учителям. Странно, что ученики старших классов не знают приверженцами какой религии являются члены их семей и они сами. Обидно, что мало кто хочет жить и работать в России, очень мало настоящих патриотов. Было очень интересно узнать увлечения своих товарищей. А еще я научилась вежливому обращению с людьми.

Катя О.: Я много нового и интересного узнала, например, что самый любимый предмет у учеников разных классов – физкультура. А огорчило меня то, что некоторые старшеклассницы курят, да  к тому же пишут с ошибками. Несмотря

на то, что такая работа занимает много времени, мне все равно очень понравилось участие в ней.

Наташа К.: Из проекта я извлекла для себя интересные сведения о школе, ближе познакомилась с учениками и, мне кажется, во мне сильнее развилось чувство ответственности. Мне очень понравилось работать над этим проектом, так как он позволяет находить контакт с незнакомыми людьми, учит работать в коллективе и помогает узнать мнение каждого ученика о жизни гимназии.

Итак, наша работа завершена, подведены итоги, сделаны выводы. Однако точку ставить рано. Мы, я надеюсь, в скором времени приступим ко второму этапу работы в рамках социологического мониторинга гимназии.

 

Вверх


 Переписной лист

Ваше имя____________________________________________________________________________________________

Ваш пол_____________________________________________________________________________________________

Ваша национальность_________________________________________________________________________________

Какие национальности есть (были) в вашем роду?_________________________________________________________

Место рождения______________________________________________________________________________________

Есть ли у вас родные братья или сестры? Если есть, то сколько их?____________________________________________

Сколько детей у вашей бабушки (у ваших бабушек)?___ _____________________________________________________

Приверженцами какой религии являются члены вашей семьи?_______________________________________________

Ваше хобби___________________________________________________________________________________________

Курите ли вы?________________________________________________________________________________________

Ваш цвет глаз ________________________________________________________________________________________

Ваш цвет волос_______________________________________________________________________________________

Любите ли вы ходить в школу (почему)?__________________________________________________________________

Ваш любимый школьный предмет_______________________________________________________________________

Что вам не нравится в школе?___________________________________________________________________________

Кем вы хотите стать?__________________________________________________________________________________

Где бы вы хотели работать, в России или за границей?_____________________________________________________

Вверх


[В начало][Визитка гимназии][История][д/о "Росток"][Учительская][Тип-топ][Приказы][Ученику]

 

Hosted by uCoz