![]() |
Определение и основные свойства неравенств. Определения: Неравенствами называют выражения вида a<b (a≤ b) ,a>b (a≥b), где a и b могут быть числами или функциями. Символы <(≤), >(≥) называются знаками неравенства и читаются соответственно : меньше(меньше или равно) ,больше(больше или равно). Неравенства , которые записываются с помощью знаков > и <,называются строгими, а неравенства, в записи которых участвуют знаки ≥ и ≤,- нестрогими. Неравенства вида a<x<b (a≤x≤b) называются двойными неравенствами и читаются соответственно :x больше a,но меньше b (x больше или равно a,но меньше или равно b ). Различают два вида неравенств: числовые (2>0,7 ;½<6) и неравенства с переменной (5x-40>0 ; x²-2x<0). Свойства числовых неравенств :
Числовые промежутки
Основные определения и свойства.
Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство. Решить неравенство — значит найти все его решения или доказать, что решений нет.
Неравенства вида ах>b ( ах <b ,ax≤b или ax≥b), где а и b — некоторые числа, называют линейными неравенствами с одной переменной. Если a>0 ,то неравенство ax>b равносильно неравенству
Алгоритм решения неравенства с одной переменной
Приведем примеры решения неравенств . Пример 1. Решить неравенство 3x≤15. Решение: Обе части неравенства разделим на положительное число 3 (свойство 2) : x≤5.
Множество решений неравенства представляет собой числовой промежуток (-∞;5]. Ответ :(-∞;5] Пример 2. Решить неравенство -10x≥34. Решение: Обе части неравенстваразделим на отрицательное число -10 , при этом знак неравенства изменим на противоположный (свойство 3) : x≤-3,4. ![]()
Множество решений неравенства представляет собой промежуток (-∞;-3,4]. Ответ : (-∞;-3,4]. Пример 3. Решить неравенство 18+6x>0. Решение: Перенесем слагаемое 18 с противоположным знаком в левую часть неравенства (свойство 1): 6x>-18. Разделим обе части на 6 (свойство 2) : x>-3. ![]() Множество решений неравенства представляет собой промежуток (-3;+∞). Ответ : (-3;+∞). Пример 4.Решить неравенство 3(x-2)-4(x+2)<2(x-3)-2. Решение: Раскроем скобки : 3x-6-4x-8<2x-6-2. Перенесем члены ,содержащие неизвестное ,в левую часть , а члены не содержащие неизвестное , в правую часть (свойство 1): 3x-4x-2x<6+8-6-2. Приведем подобные члены: -3x<6. Разделим обе части на -3 (свойство 3) : x>-2. ![]() Множество решений неравенства представляет собой промежуток (-2;+∞). Ответ : (-2;+∞). Пример 5. Решить неравенство ![]() Решение: Умножим обе части неравенства на наименьший общий знаменатель дробей, входящих в неравенство, т. е. на 6 (свойство 2). Получим: ![]() 2x-3x≤12. Отсюда , -x≤12 , x≥-12. ![]() Ответ : [-12;+∞). Пример 6. Решить неравенство 3(2-x)-2>5-3x. Решение: Упростим неравенство ,раскрыв скобки: 6-3x-2>5-3x, 4-3x>5-3x, -3x+3x>5-4. Приведем подобные члены в левой части неравенства и запишем результат в виде 0∙x>1. Полученное неравенство не имеет решений, так как при любом значении x оно обращается в числовое неравенство 0 < 1, не являющееся верным. Значит, не имеет решений и равносильное ему заданное неравенство. Ответ : решений нет. Пример 7.Решить неравенство 2(x+1)+5>3-(1-2x). Решение: Упростим неравенство ,раскрыв скобки: 2x+2+5>3-1+2x, 2x+7>2+2x,2x-2x>2-7, 0∙x>-5. Полученное неравенство является верным при любом значении x, так как левая часть при любом x равна нулю, а 0>-5. Множеством решения неравенства является промежуток (-∞;+∞). Ответ : (-∞;+∞). Пример 8. При каких значениях x имеет смысл выражение: a) ![]() b) ![]() Решение: а)По определению арифметического квадратного корня должно выполнятся следующее неравенство 5x-3≥0. Решая, получаем 5x≥3, x≥0,6. ![]() Итак, данное выражение имеет смысл при всех x из промежутка [0,6;+∞). Ответ : [0,6;+∞). б)С учетом свойств арифметического квадратного корня и знаменателя дроби должно выполнятся следующее неравенство 2-3x>0. Отсюда ,-3x>-2 (свойство 3), x<2/3. ![]() Данное выражение имеет смысл при всех x из промежутка (-∞;2/3). Ответ :(-∞;2/3). Пример 9.При каких значениях a квадратное уравнение x-8x2-4a=0 имеет два корня ? Решение: Квадратное уравнение будет иметь два корня ,если дискриминант D будет больше нуля. D=(-8)2-4∙(-4a)=64+16a, 64+16a>0, 16a>-64, a>-4. ![]() Таким образом , при всех значениях a из промежутка (-∞;-4) данное квадратное уравнение будет иметь два корня. Ответ : при всех a из промежутка (-∞;-4) . Пример 10.Решите задачу: В одном бассейне налито 100 л воды, а во втором 150 л воды. Каждый час в первый бассейн вливается 15 л воды, а во второй - 5 л воды. В какие моменты времени в первом бассейне будет больше воды, чем во втором? Решение: Пусть за x ч в первый бассейн вольется 15x л воды и в нем станет 100+15x л воды. Тогда через x ч во втором бассейне будет 150+5x л воды. Надо найти такие значения x , для которых выполняется неравенство 100+15x>150+5x. Преобразовав ,получаем 15x-5x>150-100, 10x>50, x>5. Итак ,в первом бассейне окажется больше воды ,чем во втором, при x>5, т.е. после 5ч с начала вливания воды. Ответ : после 5ч с начала вливания воды. Пример 11. При каких значениях x значения функции Y=-1/3x+8 принадлежит промежутку (-1,1)? Решение: -1<-1/3x+8<1, -9<-1/3x<7, 27>x>21, 21<x<27. Ответ : (21;27).
Вопросы.
1. Что называется неравенством первой степени с одним неизвестным? 2. Что называется решением неравенства с одним неизвестным? 3. Что значит решить неравенство с одним неизвестным? 4. Каким способом можно решить неравенство первой степени с одним неизвестным?
.Графический способ решения неравенств с одной переменной. Покажем, как можно, применяя графический метод, решить неравенства вида kx+ b> 0 (1) или kx + b<0, (2) где k и b — заданные числа и k≠0. В декартовой системе координат Оху рассмотрим прямую y = kx + b. (3) На рис. 1 изображена такая прямая при k> 0, а на рис. 2 изображена такая прямая при k<0.
Решить неравенство (1) — это значит найти все решения х, для которых прямая y = kx-b расположена выше оси х. Здесь важную роль играет точка А пересечения прямой (3) с осью х. Абсциссу точки А обозначим через xo. Так как ее ордината равна нулю, то xo удовлетворяет уравнению O = kxo + b, откуда xo=-b/k. Обратимся к рис. 1, соответствующему случаю k> 0. Мы видим , что прямая y = kx+bрасположена выше оси х для всех х, находящихся правее точки xo, т. е. для всех х из интервала (-∞, + ∞), и расположена ниже оси х для всех х, находящихся левее точки xo, т. е. для всех х из интервала (—∞,xo). Итак, при k> 0 неравенство (1) выполняется на интервале (xo, + ∞), а неравенство (2) —на интервале (—∞,xo). При k<0, как это видно из рис. 2, неравенство (1) выполняется на интервале (—∞,xo), а неравенство (2) — на интервале (xo, + ∞). Пример 1. Решить, применяя графический метод, неравенства 2X+1 >0, (4) 2X+1 <0. (5) Решение : Начертим в декартовой системе координат Оху прямую у = 2X+1. (6)
Для этого нужно знать две ее точки. В качестве первой точки возьмем точку пересечения прямой с осью х. Она все равно будет нужна. Полагая в формуле (6) у = 0, получим уравнение 0 = 2х+1. Его решение есть абсцисса точки А пересечения прямой с осью х. Итак, А ( —1/2 ,0). В качестве второй точки можно взять точку В пересечения прямой с осью у. Ее абсцисса X=0, а ордината y=2∙0+1, y=1. Итак, В(0, 1). Через точки А и В проводим прямую. Это и есть прямая y=2X+1 (рис. 3). Из рис. 3 видно, что неравенство (4) выполняется на интервале ( — 1/2 , + ∞) а (5) — на интервале (— ∞, —1/2).
Вопрос.
Как можно решать неравенства первой степени, применяя графический метод? |