|
Вездекот
- Вы куда?
Постойте, кот!
Знает каждый
пешеход
Перейти дорогу
можно
Только через
переход!
- Вы ошиблись. Я
не кот!
Я сегодня
вездеход!
И гуляю как
угодно,
Даже задом
наперед!
- Не спешите,
вездекот!
Ради мамы, ради
папы
Берегите
вездехвост
И четыре
везделапы.
Андрей Усачев
Из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и
получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома.
Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей,
прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой
метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может
осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности,
которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у
него связаны приятные впечатления. Ничто так не влечёт малыша, как
автомобиль будь то игрушечный или настоящий. Ребёнка можно научить выполнять
все требования безопасности, не прибегая к запугиванию. Ребёнку необходимо
внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных
средств, а не для игр. Можно научить детей ещё до того, как они пойдут в
школу, умению ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные
ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед
переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядеться по сторонам, прежде
чем сойти с тротуара.
Терпение и настойчивость являются эффективными
средствами, обеспечивающими успех дела. Терпение и настойчивость — то, чего
нам так не хватает в повседневной жизни. Терпение и настойчивость, которыми
нам необходимо запастись хотя бы ради спасения жизни и здоровья собственных
детей.
Скорость движения, плотность транспортных потоков на
улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в
дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более
важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы
имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших
пешеходов — детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают
серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно
большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего
являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил
дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на
проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего
возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это
тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они
не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её
скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и
ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность
возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они
безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно
появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на
проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путём
соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Важно знать что могут сами
дети:
НАЧИНАЯ с 3-4 лет
НАЧИНАЯ с 6 лет
-
ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол
зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят
взрослые;
-
большинство детей не сумеют определить, что движется
быстрее: велосипед или спортивная машина;
-
они ещё не умеют правильно распределять внимание и
отделять существенное от незначительного. Мяч катящийся по проезжей части,
может занять всё их внимание.
ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет
НАЧИНАЯ с 8 лет
-
дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же
останавливаться на оклик;
-
они уже наполовину опытные пешеходы;
-
они развивают основные навыки езды на велосипеде.
Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
-
они могут определить, откуда доносится шум;
-
они учатся понимать связь между величиной предмета,
его удалённостью и временем. Они усваивают, что автомобиль кажется тем
больше, чем ближе он находится;
-
они могут отказываться от начатого действия, то есть,
ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
-
но они по прежнему не могут распознавать чреватые
опасностью ситуации.
Важно чтобы родители были примером для детей в
соблюдении правил дорожного движения.
-
Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
-
Выходя на проезжую часть дороги, прекратите
разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно
сосредоточиться.
-
Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал
светофора.
-
Переходите дорогу только в местах, обозначенных
дорожным знаком «Пешеходный переход».
-
Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите
первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую
часть дороги.
-
Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях
за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся
поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
-
Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не
осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать,
чтобы дети её повторяли.
-
Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на
проезжей части улицы.
СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА НЕОБХОДИМО И В АВТОМОБИЛЕ.
Здесь перед вами открывается обширное поле
деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой
дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в
автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:
-
Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно
всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния.
Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у
ребёнка в постоянную привычку.
-
Если это возможно, дети должны занимать самые
безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья,
так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.
-
Как водитель или пассажир вы тоже постоянно
являете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим
участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого
объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для
объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои
собственные ошибки.
-
Во время длительных поездок почаще
останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться
освободиться от ремней или измотают вам все нервы.
-
Прибегайте к альтернативным способам
передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.
ЧТО МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ДЕТЯМ
|
Три друга пешехода в любое время года.
Красный свет — твой первый друг —
Деловито строгий.
Если он зажёгся вдруг —
Нет пути дороги.
Жёлтый свет — твой друг второй
Даёт совет толковый:
Стой! Внимание утрой!
Жди сигналов новых!
Третий друг тебе мигнул
Своим зелёным светом:
Проходи! Угрозы нет!
Я порукой в этом!
При переходе площадей,
Проспектов, улиц и дорог
Советы этих трёх друзей
Прими и выполни их в срок.
Загорелся красный свет —
Пешеходу хода нет!
|
|
СВЕТОФОР.
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей,
Шофёр!
Красный глаз
Глядит в упор —
Это строгий
Светофор.
Вид он грозный
Напускает,
Дальше ехать
Не пускает...
Обождал шофёр
Немножко,
Снова выглянул
В окошко.
Светофор
На этот раз
Показал
Зелёный глаз,
Подмигнул
И говорит:
«Ехать можно,
Путь открыт!»
|