Navigation 01

 

[Гимназическое образование] [Костюм гимназиста]

      На становление гимназического образования в России большое влияние оказал европейский опыт.

 

Первые гимназии были образованы в Древней Греции. Мальчики 7-13 лет учились в школах "грамматиста" и "кифариста". Учителя назывались дидаскалы (дидаска от лат. - я учу). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слова пайс от лат. - ребёнок и агогейн - вести). Дети наиболее обеспеченных граждан поступали в гимнасии, где изучали философию, политику, литературу, для того, чтобы подготовиться к участию в управлении государством.

 

В Средние века название "гимназия" было введено для обозначения специальных средних школ, которые готовили учащихся для поступления в университеты. Основным предметом преподавания был латинский язык. В гимназиях изучались лучшие латинские писатели "золотого века", много внимания уделялось трудам Цицерона.

 

Эпоха Реформации характерна понижением интереса к античной культуре. Несмотря на это, древние языки остаются в системе обучения важнейшими, и главной задачей гимназий в странах Европы сохраняется подготовка к поступлению в университет, а так же подготовка чиновников и служителей церкви.

 

История гимназий в России ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701г. в Немецкой слободе. Она занимала просторные палаты боярина В. Нарышкина и получила официальное название гимназии, где учили "языкам и философии мудрости" . Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. С 1703г. гимназию возглавлял пастор Э. Глюк. Как отмечалось в указе 1705г. в школе, открытой для всеобщей, всенародной пользы, могли учиться все желающие. Обучение было бесплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Занятия продолжались 12 часов: с 8 утра до 8 вечера с небольшим перерывом на обед. При открытии гимназии в ней обучалось 28 учеников, а в 1711 году уже 77. Впоследствии, в 1715 году она была переведена в Петербург и преобразована в курсы иностранных языков.

 

Перелом в истории гимназического образования произошёл в начале XVIII века. В 1726 году при Академии Наук была открыта гимназия, получившая название академической. Основной задачей гимназии, по Уставу 1733 года, была подготовка к военной и гражданской службе. Главными предметами в гимназии были латинский, греческий, немецкий и французский языки, риторика, логика, история, арифметика. В 1726 - 1729 годы в гимназию было зачислено 278 слушателей. С 1747 года преподавание проходило на русском языке, учащиеся были освобождены от наказаний плетью.

 

С 1758 года управление гимназией перешло к М.В. Ломоносову, который основал при ней пансион на 40 человек. В 1765 году открылось отделение для младших учеников. В 70-е годы в старших классах предметы стали преподавать на латинском и немецком языках и дополнительно изучать основы математики и естественных наук. В 1805 году из-за отсутствия учеников гимназия была закрыта.

По инициативе М.В. Ломоносова в 1755 году при Московском Университете была создана вторая гимназия, получившая название университетской. Целью гимназии была подготовка к поступлению в университет. Она состояла из двух отделений: для дворян и разночинцев. Каждое отделение содержало четыре школы. Школа первая - "российская" имела три класса: грамматика, стихотворство, красноречие, изучение русского и церковно-славянского языков; школа вторая - "латинская" имела два класса: грамматика, синтаксис; школа третья - "научная" имела три класса: арифметика, геометрия и география, философия; школа четвертая - европейские и греческий языки. Время обучения в гимназии засчитывалось в срок службы. В 1812 году гимназия сгорела в Москве при пожаре.

 

В 1801 году на престол вступает Александр I . Демократически настроенный император решает провести реформы. За советом он обращается к своему учителю швейцарцу Лагарпу и вскоре, 16 октября 1801 года, получает "директивы", которые принимает к исполнению. Александр I, по мнению Лагарпа, мог опереться лишь на образованное меньшинство дворян (в особенности "молодых офицеров"), некоторую часть буржуа, "нескольких литераторов". Силы были явно недостаточны, но швейцарец, во-первых, надеялся на огромный традиционный авторитет царского имени, а во-вторых, посоветовал Александру как можно энергичнее основывать школы, университеты, распространять грамотность, чтобы в ближайшем будущем опереться на просвещенную молодежь.

В 1803 году Император приказал в каждом городе открыть гимназию на базе главных губернских училищ. В правление Александра I были основаны или возобновлены почти все дореволюционные русские университеты: Казанский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Харьковский, а сверх того Ришельевский лицей (из которого позже вырос Одесский университет) и Царскосельский "Пушкинский" лицей. Все это дополнялось реформами гимназий, сравнительно мягкими уставами учебных заведений, при немалом самоуправлении и выборности начальства.

 

Важную роль в развитии гимназического образования в России сыграл Устав, принятый в 1804 году. Согласно этому Уставу, в гимназии создавалось 4 класса, обучение шло по 30 часов в неделю, то есть в среднем по 5 часов в день. Целью гимназии сохранялась подготовка к поступлению в университет, и преподавание наук тем, "которые пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека" . Всего было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Обучение длилось 4 года. Гимназии были бесплатными и всесословными. Учителя делились на старших и младших, за учителями и учениками следил директор. Были запрещены телесные и нравственные наказания. Изучались: математика, история, география, статистика, философия, изящные науки, политэкономия, естественная история, технология, коммерческие науки, латинский, французский, немецкий языки, рисование, метафизика, минералогия, зоология. Штат преподавателей состоял из 8 учителей с нагрузкой 16-20 часов в неделю. Каждый учитель вёл цикл предметов: философию и языки; физику, математику и экономику.

 

Интересно отметить, что Закон Божий в гимназии того времени не преподавался. Власти неукоснительно заботились об отсутствии национальных ограничений при получении образования.

В 1805 году комитет в составе Фуса, Румовского, Озерецковского, созданный при главном управлении училищ, разработал и опубликовал учебные программы для гимназий, составил списки книг и пособий для учащихся, предложил учебные модели. В этом же году при гимназиях открывались пансионы для дворянских детей. Но, несмотря на положения Устава, в гимназиях царила зубрёжка, реальных знаний она не давала.

Содержание данного Устава многих не устраивало. Во-первых, дворяне не хотели, чтобы их дети учились вместе с разночинцами, во-вторых, изучение предметов было поверхностным из-за отсутствия хорошо подготовленных учителей, и программа обучения была еще не освоена. По указанию министра народного просвещения графа С.С. Уварова в 1811 году была проведена очередная реформа, в ходе которой были сделаны изменения в учебном плане: введен Закон Божий, русский язык, логика, исключены политэкономия, мифология, коммерческие науки, эстетика, философия. Основной целью гимназии по-прежнему была подготовка к поступлению в университеты.

 

В 1819 году для всех гимназий России был введен единый учебный план, который практически перечеркнул реформу 1804 года: был установлен сословный прием и телесные наказания, значительная роль в преподавании стала отводиться религии. Учебный план содержал следующие дисциплины: Закон Божий и чтение священного Писания, греческий, латинский, немецкий и французский языки, географию и историю, статистику, логику и риторику, математику, статику и начало механики, физику и естественную историю, рисование. В перечень предметов некоторых гимназий входили танцы, музыка и гимнастика. Обучение длилось семь лет.

 

"Утром классы начинались с 9 часов и кончались в полдень. После обеда с 2 часов до 5. Далеко по городу разносился призывный звонок и в виде колокольчика из-под дуги, в который звонил сторож, прохаживаясь между классами в начале и в конце каждого урока".

 

Следующий этап развития гимназии связан с царствованием Николая I . О реакционном направлении новых реформ объявил министр просвещения А.С.Шишков: "Обучать грамоте весь народ или несоразмерное число оного количеству людей, принесло бы более вреда, чем пользы". Уже в 1825 году с высочайшего утверждения было приказано:

  • науки политические исключить;
  • число уроков, назначаемых для изучения риторики и поэзии, уменьшить;
  • исключить из полномочий учителя выбор тем для сочинений;
  • списки учащихся в гимназии предоставить в полицию;
  • все предметы преподавать на русском языке.

 

8 декабря 1828 года "Комитет устройства учебных заведений" составил новый Устав. Согласно этому Уставу, первые три года занятия проходили по общей программе, а с четвертого делились на обучающие и необучающие греческому языку. Классы с греческим языком были оставлены только в гимназиях при университетах, в остальных же гимназиях они был исключены, из-за невозможности найти хороших преподавателей, в то время как французский язык был обязательным. Уроки длились полтора часа. Преподавали математику, географию, историю, российскую словесность, физику, немецкий, французский, латинский и греческий языки.

 

Вот что вспоминает о своём обучении в Новгород-Северской гимназии К.Д. Ушинский: "Между нами жило, и сами не зная почему, какое-то благоговейное уважение к науке и тем немногим учителям и даже товарищам, которые ревностно ею занимались. Умение переводить трудные места Горация или Тацита было патентом на всеобщее уважение. Такого ученика 7-ого класса знали даже довольно оборванные мальчуганы первейшего (подготовительного) класса, смотрели на него с уважением и произносили его имя как имя какого-нибудь Гумбольдта. Другие предметы были слабее, а новые языки, по неимению ни хороших преподавателей, ни хороших руководств, шли очень плохо. Старик директор (Илья Фёдорович Тимковский) появлялся в гимназии редко; но его появление было каким-то страшным судом для воспитанников, хотя, надобно заметить, он, кроме первейшего класса, нигде не позволял употребление розг. <…> Но вообще учение не достигало той полноты подготовительных сведений, которых могли и должны были требовать от гимназии. Плохие тощие учебники и отсутствие всяких педагогических сведений у преподавателей всего белее были причиной такой неполноты предоставляемых знаний. <…> Что же касается собственно до воспитательной части, что она даже едва существовала в то время".

 

Согласно новому Уставу повысилась плата за обучение, в 2,5 раза увеличены оклады преподавателей. Выпускники гимназий могли занимать места служащих высшего разряда, а окончившие гимназию с греческим языком зачислялись в должности сразу же при поступлении на службу.

 

Согласно Уставу были введены должности инспектора, наблюдавшего за порядком в классах и хозяйством, и почетного попечителя, надзиравшего вместе с директором за гимназией. Были созданы Педагогические Советы, образованные из преподавателей, для руководства учебной и воспитательной работой. В каждом классе был надзиратель (из числа учеников). Он сидел первым на первой скамье; на следующих скамьях до самой задней стены сидели тоже первыми с правой стороны помощники надзирателя. Нарушающих тишину и порядок надзиратели записывали на специальный листок бумаги и эти "рапортички" давали учителю, который вызывал виноватых, читал им нотацию и ставил в угол. "Считаю нужным сообщить, - вспоминает Я.П. Полонский, - что когда меня выбрали старшиной, иногда злоупотреблял в свою пользу своим правом удаляться из класса во время рекреаций; когда я плохо знал урок и боялся, что меня вызовут и спросят, я медлил с возвращением в класс: я знал, что если по списку выберут меня, а меня не окажется на месте, то вызовут кого-нибудь другого. <…> Меня на это признание никто не толкал, но, почём я знаю, может, оно и пригодится какому-нибудь педагогу в доказательство, как было безнравственно и нерационально назначать в надзиратели одного из учеников".

 

При Николае I была введена гимназическая форма: "Сюртук синий однобортный с белыми медными пуговицами, воротник малиновый, с погончиками на плечах, панталоны синие поверх сапог, фуражка синяя солдатская с малиновым околышем" - для разночинцев. Для благородных гимназистов полагался "университетский мундир с треугольной шляпой, но без шпаги".

 

В 1837 году была установлена система испытаний при переходе из класса в класс. По окончании гимназии выдавался аттестат. В 1843 году было разрешено заканчивать гимназию без сдачи экзамена по латинскому языку. Список изучаемых предметов в учебном плане постоянно изменялся: в 1844 году из учебного плана гимназий была исключена статистика, в 1845 году - начертательная и аналитическая геометрии и введено законоведение, в 1847 году исключена логика. С 1846 года успехи, поведение, прилежание и способности учащихся стали оцениваться по пятибалльной системе, однако при переводе из класса в класс поведение не учитывалось. Учащиеся, получившие на экзаменах оценки "4" или "5" награждались книгами и похвальными грамотами Прием в гимназии детей всех сословий привел к тому, что процент дворян стал уменьшаться. Для изменения этого соотношения в пользу детей дворянского происхождения была увеличена плата за обучение. Это вызвало и пересмотр предметов, преподаваемых в гимназии: сократили число часов на математику, а греческий язык был вообще исключен из учебных планов, что казалось необходимым правительству в связи с вредными влияниями вспыхнувшей в Германии в 1848 году революции.

 

В первой трети XIX века в обществе сложилось мнение о необходимости приближения гимназического образования к реальной жизни. Стремясь удовлетворить потребности населения, 21 марта 1849 года в России была проведена новая реформа гимназического образования. Курс стал делиться на общее и специальное обучение. Начиная с четвертого, все классы разделялись на юридическое, готовящее для чиновной службы, и латинское отделение - для поступления в университет. В 1852 году изменяются учебные планы гимназии: греческий язык сохранялся лишь в 9 гимназиях из 69, уменьшается объем преподавания математики. Все гимназии делятся на 3 типа: с углублённым изучением древних языков, законоведения и гимназии естественнонаучного цикла. Время обучения длилось 8 лет (9-10 с подготовительным классом). Занятия начинались с конца августа или начала сентября и длились до конца июня. 7 дней в году разрешалось употреблять на экскурсии, которые одновременно обогащали гимназистов знаниями о родном городе и позволяли отдохнуть от учёбы. Значение таких выездов определил Д.С. Лихачёв: "Один летний месяц имел огромное значение для формирование моей личности, моих интересов и, я бы сказал, моей любви к русскому северу: школьная экскурсия в 1921 (школа Лентовской, в которой учился Д.С. Лихачёв, образовалась после революции 1905 года из числа преподавателей, изгнанных из казённых гимназий за революционную деятельность) году на север - по Мурманской железной дороге в Мурманск, оттуда на паровой яхте в Архангельск вокруг Кольского полуострова по Белому морю, затем, но на пароходе, по Северной Двине до Котласа, и оттуда по железной дороге в Петроград. Двухнедельная эта школьная экскурсия сыграла огромную роль в формировании моих представлений о России, о фольклоре, о деревянной архитектуре, о красоте русской северной природы. Путешествовать нужно по родной стране как можно раньше и как можно чаще. Школьные экскурсии устанавливают и добрые отношения с учителями, вспоминаются потом всю жизнь".

 

Праздничных дней в году было 35-40, при этом нехристиане, обучавшиеся в гимназии, могли отдыхать во время религиозных праздников. Наибольшее число таких праздников было у евреев - 15, у католиков 4, а у армян и мусульман - 5 дней. "Праздники! С каким нетерпением ожидали их мы, гимназисты, - вспоминает ученик Санкт-Петербургской гимназии Н.Д. Туберовский, - чтобы хоть на день, хоть ненадолго перебить однообразный ход школьных будней! А праздников было немало. Прежде всего - церковные или "двунадесятые". Их и было "двунадесять", то есть двенадцать, да в придачу ещё тринадцатый - праздник Пасхи, когда нас распускали по домам на целых две недели".

 

Летние каникулы длились не меньше двух месяцев, а зимние - две недели. Вступительные экзамены начинались 8 августа. Для поступления в подготовительный класс гимназист должен был знать первоначальные молитвы, уметь читать и писать, считать до тысячи, складывать и вычитать. Чтобы перейти в первый класс, он должен был обладать знаниями утренних и вечерних молитв, важными событиями Священной истории Ветхого и Нового заветов, уметь бегло читать и пересказывать, писать диктовку, читать по церковно-славянски, знать 4 основных арифметических действия и читать наизусть стихи. Учебный год делился на 4 четверти, в конце каждой педагоги выставляли оценки за успехи ученика в изучении предмета, за внимание, за прилежание. За поведение ставили следующие отметки: 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - добропорядочно, 2 - не совсем одобрительно, 1 - худо. Перемены в течение дня были различны по времени: после первого и четвёртого урока - 10 минут, после второго - от 10-до 20 минут, после третьего - большая перемена 30-40 минут. Рекомендовалось, чтобы для младших классов большая перемена была после второго урока, а для старших после третьего. В это время дети могли отдохнуть, сходить домой, пообедать. Чисто уроков в день колебалось от 4 до 6. Число учащихся в классе не должно было превышать 40 человек.

 

К экзаменам допускались все, кто успешно закончил 8 классов, кроме тех, кто состоял в родственном отношении с директором гимназии. Такие учащиеся имели право сдавать экзамены только в других учебных заведениях или специальной комиссии, так как среди экзаменаторов был и директор. Рекомендовалось начинать экзамен с 10 часов утра. На все письменные экзамены допускалась одна неделя. Для выпускников предлагались следующие экзамены: Закон Божий, русский язык, латынь, греческий, немецкий или французский, математика, история и география. Экзамен по русскому проходил в форме сочинения, которое длилось 5 часов. По математике предлагались две задачи - по алгебре и геометрии, проверялось владение тригонометрическими функциями, знание таблиц и решение задач на треугольники (Экзаменационные задачи по математике и темы сочинений см. в Приложении 2). Экзамены обычно проходили в большом зале, ученики сидели по одному за партой, за дисциплиной следили два надзирателя; запрещено беседовать во время экзаменов и использовать на математике таблицы кроме логарифмических. Выходить из аудитории разрешалось только по одному, причём за учеником, который выходит, наблюдал помощник классного руководителя. Если ученик был замечен в использовании шпаргалок, то экзамены переносились на год, если и через год он ими пользовался, то навсегда лишался права сдавать экзамен за курс гимназии. В случае получения неудовлетворительной оценки за сочинения дальнейшая сдача экзаменов исключалась. После окончания учебного года в гимназии проводился публичный акт, на котором зачитывался отчёт о состоянии и деятельности учебного заведения, объявлялись имена учеников, переводившихся в старший класс, раздача наград и аттестатов. За успешное окончание гимназии учащиеся награждались золотой и серебряной медалью и получали звание "Почетного гражданина". Медалисты сразу же получали четырнадцатый чин и могли поступать на службу.

 

Отличной от гимназий того времени была гимназия Л.И. Поливанова, ставившая своей задачей "воспитание нового поколения интеллигентов, мыслящих глобально, способных стать на должную высоту во всех сферах".

 

Л.И. Поливанов и его коллеги были убеждены в том, что гимназия должна сформировать целостную гармоничную личность. Поэтому большое внимание в гимназии уделялось языкам, русской и зарубежной литературе. Факультативно читался курс истории и теории искусств. Особенностью преподавания различных дисциплин в гимназии стало единство развивающих целей, все предметы должны были развивать теоретическое и образное мышление у гимназистов, творческое воображение и память, эмоциональность речи, способность к импровизации. В гимназии Поливанова впервые была разработана и действовала программа работы с одарёнными детьми. Здесь культивировалось личностно ориентированное образование и воспитание учащихся - оригинальных, талантливых, любознательных, деятельных. "Из детей, - говорил Л.И. Поливанов, - надо развивать живые личности, способные избирать дело по призванию, загораться только трудом, ибо трудиться для развития человеческих личностей есть дело отрадное и высокое".

 

Серьезные занятия языками, сам стиль гимназии формировал у воспитанников оригинальность мышления, самостоятельность, инициативность, литературное творчество. В 70-х годах в гимназии действовал драматический кружок, широко известный в Москве. Гимназисты участвовали в организации Пушкинских торжеств в 1880 году, посещали заседания Общества любителей русской словесности. Гимназия Л.И.Поливановавоспитала поколение новых людей - интеллигентов XX столетия: среди ее выпускников поэты В. Брюсов, А. Белый, художник А.Головнин и многие другие известные люди. Влияние учителя в процессе своей деятельности на формирование личности ученика не подвергается сомнению. Это отмечает в своей книге "Воспоминания"Д.С. Лихачёв: "Леонид Владимирович Георг принадлежал к тем старым "учителям словесности" в наших гимназиях и реальных училищах XIX и начала XX века, которые были подлинными "властителями дум" своих учеников и учениц, окружавших их то серьёзной любовью, то девчоночьим обожанием. Именно эти старые "учителям словесности" формировали не только мировоззрение своих учеников, но воспитывали в них вкус, добрые чувства к народу, интеллектуальную терпимость, интерес к спорам по мировоззренческим вопросам, иногда интерес к театру, к музыке. <…> Конечно, не весь класс серьёзно думал о выработке мировоззрения. Но необходимость осознавать своё отношение к окружающему, смею утверждать, была у всех. Это диктовалось событиями в стране и общей интеллигентностью класса".

 

Под влиянием общественности с 1861 года начинает смягчаться система гимназического образования, специальные комиссии начинают работу по составлению нового устава, отражающего потребности жизни общества. В 1864 году был введен новый Устав, по которому гимназии стали делиться на классические и реальные. Классические гимназии подразделялись на обучение с одним и двумя древними языками. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета. Без экзаменов принимались в учительский институт, имели право сазу приступить к работе в качестве учителя в учебные заведения императрицы Марии, воспитателями в гимназии и прогимназии. Согласно этому Уставу, была провозглашена всесословность гимназии. Обучение в гимназии длилось семь лет, в прогимназии - четыре года. Продолжительность урока - 75 минут, а с 27 сентября 1865 года - 60 минут. В число предметов введены были гимнастика и пение, изучение законоведения прекратилось. В результате реформы число учеников в гимназиях увеличилось на 30%. В гимназиях разрешаются литературные беседы и спектакли, при гимназиях открывают воскресные школы. Учителям увеличили денежное содержание при фиксированной учебной нагрузке. Педагогический совет получил право окончательного решения при приеме учителя на службу. Телесные наказания были категорически отменены. Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ для всех гимназий России.

 

В 1866 году министр просвещения Д.А. Толстой назначил комиссию по разработке нового Устава, целью которого являлось возрождение классицизма в образовании. 30 июля 1871 года был утвержден новый Устав гимназий и прогимназий. По Уставу признавались лишь классические гимназии с двумя древними языками. Согласно нему вводилась логика, но исключались естественная история, космография заменялась математической географией, сокращалось количество часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Была введена система классных наставников, и на преподавателей были возложены воспитательные функции. Директор и инспектор гимназий должны были вести предметные уроки в классах. Обучение в гимназии длилось восемь лет. 15 мая 1874 года был утвержден "Устав реальных училищ ведомства Министерства Народного Просвещения". По этому уставу реальные гимназии были переименованы в реальные училища. Обучение, начиная с пятого класса, проводилось по двум направлениям: основному и коммерческому. В седьмом дополнительном классе существовали общее, механическое и химическое отделения. Согласно этому Уставу выпускники реального училища не могли поступать в университеты, но учащиеся, окончившие общее отделение могли поступать в высшее техническое училище, а выпускники технического отделения могли поступать на службу.

 

С 1875 года для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у них было разрешено делать обыски. Строго обязательным стало посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов (постов, исповедей и т.д.). В 1887 году вновь была повышена плата за обучение. 18 июня того же года специальный циркуляр министра просвещения И.Д. Делянова ограничил прием в гимназии детей низшего сословия, за исключением "одаренных необыкновенными способностями". Реформа среднего образования, проведенная министром просвещения Д.А.Толстым, встретила отрицательное отношение общества, поскольку учебные планы были заимствованы из немецкой системы образования, поэтому русский язык, словесность, история, частично Закон Божий оказались неоправданно отодвинутыми на второй план. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, не говорящие по-русски. Вся система отношений гимназии и семьи сводилась к противопоставлению семьи и школы. Реформа проводилась очень жестко и вызвала недовольство в обществе. Александр Блок в письме матери так рассказывает об этом времени: "Гимназия надоела страшно, особенно с тех пор, как я начал понимать, что она ни к чему не ведёт…Гимназия совсем не вяжется с моими мыслями, манерами и чувствами. Впрочем, что ж? Я наблюдаю там типы купцов, хлыщей, забулдыг и пр. А таких типов много, я думаю, больше и разнообразнее, чем в каком-нибудь другом месте (другой гимназии)…" .

 

Недостатки среднего образования были сформулированы министром народного просвещения Н.П. Боголеповым в циркуляре 8 июля 1899 года. В нём говорилось об отчужденности семьи от школы, невнимании к личным способностям учащихся, чрезмерной умственной работе учеников, несогласованности программ, плохом преподавании русского языка, русской истории и литературы, древних языков, плохой подготовке выпускников и неспособности их к продолжению учебы в университетах и высших училищах. Похожая мысль прослеживается в воспоминаниях о своей гимназии Шацкого С.Т.: "Однажды мы попросили "грека" прочесть нам подряд (а лучше целую песню) из Гомера.<….>Учитель польщён, и принимается за свой нелёгкий подвиг. Величие Гомера его слегка смущает и он покашливает. Я обличаю тщательно все случаи этого лёгкого покашливания. Это меня заняло. По окончании чтения, продолжавшегося целый урок (какое счастье!), мы благодарим грека. Он уходит довольный. Я же сообщаю классу свою статистику: в течение 50 минут грек "поперхнулся" ровно 181 раз.<…> Шаткость доводов учителя насчёт причины изучения греческому языку была очевидна и для него, и для нас. Одно было ясно, что мы учились, сами не зная зачем. Лучшего приговора нашему учению дать было нельзя".

 

Учитывая эти недостатки, в 1901 году была пересмотрена действующая система образования. С 1902 года преподавание латыни в первых двух классах гимназий было отменено, а в третьем и четвёртом отменялся греческий. Учебный год в средних учебных заведениях начинался 16 августа и длился 240 дней - по 1 июня. Для пользования допускались учебники, лишь одобренные Ученым Комитетом Министерства. Экзамены проходили в устной и письменной форме. После выпускного экзамена выдавался аттестат зрелости. (см Приложение 2) .

 

В связи с тем, что телесные и нравственные наказания к этому времени были запрещены, учителя использовали другие методы воздействия на учащихся. "Наш историк Иван Митрофанович, которого мы зовём Финти-Монти, - вспоминает К.И. Чуковский, - человек не без странностей, и первая его странность такая: стоит ему рассердиться, он выпаливает, как пулемётом, целую обойму ругательств, без передышки, одно за другим. И всегда в одном и том же порядке: "Мазепы! Свистуны! Горлопаны! Финти-Монти! Жуки на заборе!". Все эти дикие слова вылетают из него единым духом. Их порядка он не нарушает никогда. Вторая его странность такая: если Вы не знаете урока, то он подзовёт вас к себе, словно хочет приласкать и обрадовать: "Ближе…ещё…ещё…". Вы подходите вплотную к самой кафедре, и он говорит, улыбаясь приветливо: "Возьмите, пожалуйста, пёрышко. Макните в чернила и поставьте себе в эту клеточку…нет, не сюда, а сюда…единицу". Поставить себе единицу - всё равно, что ударить себя по щеке. Вы ставите тоненькую, едва заметную, "Ну зачем такую тощую? Жирнее, не стесняйтесь, пожалуйста!". По воспоминаниям К.Д. Ушинского, "в самой гимназии до прихода учителей устраивались порядочные воинственные игры, кончавшиеся иногда весьма порядочным побоищем. Если же партия шалунов и ленивцев оставалась иногда без обеда в гимназии, то, несмотря на то, что у оштрафованных отбирали фуражку и снимали по сапогу, не унывала" .

 

В связи с революционными событиями 1905 года Министерство ввело новый учебный план, согласно которому реальные училища получали более общеобразовательный характер. Педагогическим советам было разрешено отступать от действующих правил, комплектовать библиотеки книгами, отступая от списка Ученого комитета. Разрешались повторные экзамены с выдачей нового аттестата. 15 марта 1907 года Министерством был издан указ о переводных экзаменах из класса в класс. В 1910 году министром просвещения был представлен проект, в котором он предложил единый тип школы - гимназию. Устанавливалось три типа гимназии: с двумя древними языками, с одним древним языком, без древних языков, но с двумя новыми языками. В 1911 году новый министр просвещения Л.А.Кассо получил разрешение Николая II о снятии этого проекта с обсуждения в Думе. Циркуляром от 28 марта 1911 года Л.А.Кассо усилил требования к дисциплине учеников, запретил сходки, собрания. Все это вызвало сильное недовольство в обществе. Система образования в очередной раз нуждалась в реформировании.

 

С назначением 9 января 1915 года министром просвещения графа Игнатьева началась работа по сбору материалов о системах образования Франции, США и Англии. Планировалось ввести одиннадцатилетние обучение. По новой системе в гимназию принимались дети всех сословий с 10 лет. Все предметы, преподаваемые в гимназии, разбивались на общеобразовательные и воспитательные. 28 декабря 1916 года Игнатьев был уволен со службы, и с его уходом реформы были отменены. Система гимназического образования пережила вместе со страной взлёты и падения, а после революция 1917 года была разрушена. Трудно было в то время предположить, что через 75 лет гимназию вновь ожидает возрождение.

 

[Гимназическое образование] [Костюм гимназиста]

 

Hosted by uCoz