Информация о достижениях в деятельности и перспективах развития

МОУ Калачеевская гимназия №1

за 2006-2007 учебный год (Публичный отчет).

 

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности  за судьбу страны». Школа должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и государство.

Следовательно, генеральной целью развития гимназии является достижение высокого уровня образования, усиление развивающего начала в обучении и воспитании, формирование готовности школьников к социальному, профессиональному и культурному самоопределению с учетом психологических особенностей и возможностей обучающихся (именно такая  цель была поставлена в  «Программе развития» на 2004-2007 гг.)

С учетом вышесказанного формулировались задачи, которые было необходимо решить гимназическому сообществу в 2006-2007 учебном году:

1.Продолжить  работу по формированию у учащихся потребности в обучении

 и саморазвитии.

2.Продолжить работу по повышению качества образования.

3.Совершенствовать работу гимназии, направленную на сохранение и

 укрепление здоровья учащихся.

4.Сосредоточить внимание на улучшении качества предпрофильной

 подготовки.

5.Систематизировать научно-методическую работу гимназии как базового

 учебного заведения школьного округа «Гимназия».

6.Интегрировать работу секций «Логос» научного общества учащихся

 «Эврика».

7.Использовать возможности медиацентра для проведения занятий с

 учащимися.

Анкетирование, проведенное среди родителей, показало, что мамам и папам наших учеников хотелось бы, чтобы школа смогла:

1.     дать глубокие и прочные знания, необходимые для продолжения образования;

2.     выработать у ребенка желание постоянно развиваться, привить умение самостоятельно добывать знания;

3.     привить любовь к труду, подготовить школьников к осознанному выбору профессии;

4.     воспитать свободную личность, ответственную за свое поведение в обществе.

Таким образом, повышение качества образования по-прежнему стоит на первом месте.

            Анализ государственной (итоговой) аттестации свидетельствует, что спектр предметов, выбираемых учащимися для экзамена, довольно широк. Девятиклассниками было выбрано 8 предметов, одиннадцатиклассниками – 12 предметов. В ходе государственной (итоговой) аттестации использовались различные формы проведения экзаменов (ЕГЭ, реферирование, билеты).

Из 43 учащихся 9х классов и 53 учащихся 11х классов к итоговой аттестации были допущены все – 100%. Они успешно выдержали итоговую аттестацию. Аттестат особого образца получили Колотаева Виолетта и Дьяченко Мария. 4 ученика окончили школу с  серебряной  медалью. Колесникова Наталья окончила школу с золотой медалью.

Включение в эксперимент по проведению ЕГЭ позволяет дать независимую оценку знаниям выпускников 11 классов, и здесь нам есть чем гордиться.

Проследить в динамике уровень качества обучения в  гимназии позволяет приведённая ниже таблица:

 

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2006-2007

Суммарный процент качества по предметам

42,37%

38,8%

56,46%

70,1%

Базовый уровень

79,8%

98,6%

96,2%

99,1%

Средний балл по ЕГЭ

3,2

3,7

3,83

4,4

Приведенные характеристики свидетельствуют о качественной подготовке выпускников 2007 года, что подтверждается и данными об их самоопределении:

·        -40 учащихся из 57 (70 %) поступили в высшие учебные заведения, причём

·        -5(37,5%) из  них на бюджетной основе,

·        -16(28%) в среднеспециальные учебные заведения,

·        -1(2%) трудоустроился.

В течение последних лет неоднократно поднимался вопрос о детях, имеющих «тройки». Здесь нам есть над чем работать. Как положительный момент нужно отметить, что в 2006-2007 учебном году в гимназии нет учащихся, оставленных на повторное обучение.

Коллектив педагогов понимает важность работы с высокомотивированными учащимися, но, чаще всего, учитель вынужден работать на «среднего» ученика. С целью активизировать работу со способными детьми и предоставить им возможность для саморазвития и самореализации в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями  в гимназии функционирует НОУ «Эврика».

В этом учебном году продолжили  свою работу  секции «Логос» (русский язык и литература: руководители- Конькова Н.Г., Станиченко Т.П., Тищенко Г.А.), иностранного языка (руководитель- Зуева Н.М.), экологическая секция, возглавляемая Азаровой О. В. и Ковалёвой Н. И., занимающаяся разработкой экологических проектов. Лучшие из проектов гимназистов были представлены на Гимназической весне в рамках научно-практической конференции.

На протяжении ряда лет количество победителей и призеров районных олимпиад остается стабильным.

В этом году победителей  олимпиад подготовили учителя: Тищенко Г.А. (русский язык , 9 класс – Дьяченко М. I место на районной олимпиаде, 8 место на областной олимпиаде), Кучмасова Т.П. (французский язык 11 класс –Скорободилова О, I место на районной олимпиаде), Ковалёва Н.И. (биология 10 класс) –Денисов В., I место на районной олимпиаде, 13 место на областной олимпиаде), Шмигирилова Н.А. (физика- Четвериков В., I место на районной олимпиаде), Азарова О.В. (химия-Денисов В., I место на районной олимпиаде, Дейнекина О.Ф. (химия -Гайдина Н., I место на районной олимпиаде).

            Активно участвуют дети в творческих конкурсах и смотрах. Народный хор «Россияночка» и оркестр РНИ неоднократно занимали призовые места.

Работа по сохранению и укреплению здоровья школьников рассматривается нами как постоянный целенаправленный процесс. Планируется открытие опытно - экспериментальной площадки по теме «Здоровьесберегающие технологии в системе организации учебно- воспитательного процесса гимназии». Работа в данном направлении ведется давно. Произведена оценка здоровьесберегающего потенциала гимназии, оборудован зал для занятий с учащимися специальной медицинской группы, приобретено все необходимое оборудование и инвентарь, учитель физической культуры Зотова О.Н. прошла курсы повышения квалификации по проблеме «Школьный координатор по здоровью. Организатор оздоровительной физической культуры».

Год от года актуальнее становится задача развития кадрового потенциала. Средний возраст педагогов школы 42 года, что свидетельствует о богатом  педагогическом опыте коллектива.Об уровне профессионализма и степени продвижения коллектива в организации инновационной деятельности свидетельствует участие наших коллег в национальном проекте «Образование».

К сожалению, во II этап конкурса наша гимназия не прошла, но мы надеемся, что собранный и систематизированный для участия в проекте материал позволит нам добиться успехов в будущем году.

Думается, что в предстоящем учебном году каждому школьному методическому объединению имеет смысл выставить достойную кандидатуру для участия в конкурсе.

Методическую работу школы в истекшем учебном году характеризует насыщенность и целесообразность:

В 2006-2007 учебном году в результате анализа работы за прошедший год были определены  задачи методической работы:

1.     Начать работу  по организации мониторинга и рейтинговой оценки труда учителя с целью повышения профессиональной компетентности учителя.

2.     Развивать профессионально-личностные качества учителя через систему семинаров и самообразования учителей и включать педагогов в инновационную деятельность.

3.     Повысить эффективность работы с мотивированными и одаренными детьми.

4.     Создать условия, активизирующие профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию их творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.

Методическая работа в истекшем учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу гимназии и учебно-воспитательный процесс.

Поставленные задачи в основном выполнены. Этому способствовали:

·        спланированная деятельность администрации гимназии по созданию   условий для участников образовательного процесса;        

·        анализ выполнения принятых управленческих решений;        

·        выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности;

·        сложившаяся система методической работы.

Работа методического совета гимназии

Деятельность методического совета осуществляется в соответствии с положением о методическом совете. Главная цель методического совета заключается в координации деятельности всех структурных подразделений методической службы гимназии. План работы МС подчинён задачам методической работы и в соответствии с методической темой школы.

Наиболее интересными были заседания МС, посвященные темам:

- «О внедрении в учебный процесс активных форм обучения».

- «О работе с одаренными учащимися при преподавании предметов гуманитарно-эстетического цикла».

- «Развитие профессиональной компетентности учителя».

Повышение квалификации учителей

В прошлом учебном году было аттестовано: на высшую категорию 5 человек, на 1 КК  - 5 человек, на 2 КК- 2 человека.

Год от года меняется профессиональная компетентность педагогов и уровень категорий.

Показатель качества педагогической деятельности:

ü   Отличники просвещения - 3 чел.

ü   Почётные работники образования -  5 чел.

ü   Имеют грамоты Министерства образования РФ – 8 чел.

ü   По результатам прошедшего года грамотами МО награждены: Мартыненко Н.Н., Шумейко Г.П. присвоено звание «Почетный работник образования».

Заочно обучаются 6 педагогов.

Прошли курсовую переподготовку 17 учителей.

 Различные формы методической работы по повышению профессионального мастерства сотрудников образовательного учреждения.

В прошедшем учебном году педагогический коллектив гимназии завершил работу над темой:  «Повышение качества гимназического образования через гуманизацию и личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании». Отчет по итогам работы над этой темой был представлен в ходе проведения Гимназической весны.

Семинары по новым педагогическим технологиям были посвящены темам:

«Внедрение информационных технологий в преподавание предметов».

«Система работы школ округа с одаренными учащимися».

«Мониторинг образовательного процесса».

«Учет индивидуальных достижений педагогов».

Семинары по воспитательной работе проходили по направлениям:

Организация работы классного воспитателя с семьёй.

Индивидуальная работа с родителями неуспевающих учащихся.

Профориентационная работа с учащимися.

Открытые уроки в основном проводились в рамках методических недель. Все уроки были на высоком методическом уровне.

Организация методической работы в школе позволяет каждому члену педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в организации экспериментальной и инновационной деятельности. Особо хочется отметить учителей начальных классов Адамову Т.Н., Блощицыну И.А., Щербакову В.Г., которые работают по программе «Гармония».

Научно-исследовательская и экспериментальная работа.

В гимназии работает НОУ учащихся «Эврика», состоящее из секций словесников «Логос» и естественно-научной «Росинка».

Проекты, разрабатываемые юными исследователями, учат их основам научной работы: анализу, синтезу, обобщению явлений, формируют навыки лингвистического мышления, воспитывают любовь к родному краю. ( Уже проведены работы по ономастике, этимологии фамилий и наименований населенных пунктов, составлен словарь компьютерного жаргона).

Предметные недели.

Одним из традиционных видов работы МО, творческих групп являются предметные недели. В этом учебном году наиболее интересно прошли недели педагогического мастерства учителей начальных классов, русского языка и литературы, неделя классных воспитателей.

Работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта.

У каждого  учителя  определена  индивидуальная  методическая  тема  по  самообразованию. Обновлён банк инноваций и банк «Педагогические идеи и опыт в практике работы гимназии».

Обобщён опыт работы учителей Зуевой Н.М., Азаровой О.В.. в связи с номинацией на премию президента,  в рамках национального проекта.

Отмечаются положительные тенденции в качественном и количественном составе участников школьных, городских мероприятий по распространению опыта работы.

Мониторинг.

В гимназии организован мониторинг всех направлений деятельности. В текущем учебном году проведены следующие диагностики:

ü   Обученность учащихся по итогам аттестаций.

ü   Диагностика интеллектуальных способностей.

ü   Диагностика запросов девятиклассников на образовательные услуги.

ü   Диагностика запросов учащихся 8 классов на организацию ППП в 9 классе.

ü   Диагностика компьютерной грамотности учителей.

ü   Диагностика готовности первоклассников к обучению.

ü   Адаптация первоклассников к новым условиям.

Работа методических объединений

Анализируя тематику вопросов, рассматриваемых на МО, можно сделать вывод, что методические объединения способствуют выполнению задач, стоящих перед школой, имеют достаточный опыт в создании учебно-методического комплекса по предметам.

Дальнейшая работа МО включает в себя обобщение материала по  работе над методическими  темами педагогов, активное выполнение функции методического объединения по организации и анализу результатов образовательной деятельности по предметам; активное внедрение в практику работы передовые технологий и новых форм работы по формированию познавательной активности по предмету.

Общие выводы и рекомендации

Задачи,  поставленные на 2006-2007 учебный год в основном успешно реализованы.

В перспективе перед коллективом гимназии стоят новые задачи:

·         повышение качества образования.

·        формирование здорового образа жизни.

·        переход образования в гимназии в новое качество, приращение личностного развития учеников,  повышение профессиональной компетентности учителя.

·        удовлетворение потребности различных слоёв населения в общеобразовательных услугах.

·        создание условий, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарного и художественно- эстетического профиля.