|
|
Ансамбль – слово французского происхождения, означает тесную взаимосвязь, неразделённость. Ансамбль костюмов благодаря строгой взаимоподченённости его элементов и тесной взаимосвязи с предметной средой, интерьером, обладает свойством отражать образ человека в определённую эпоху. Ансамбль в одежде отражает не только мода, но и стиль развития культуры общества в данный период, его эстетические требования, уровень развития экономики. Ансамбль костюма создаётся по единому художественному замыслу, где все детали согласовываются между собой и подчиняются единому целому. Он раскрывает образ конкретного человека. Поэтому большое значение при создании ансамбля придаётся пластике фигуры, движению, жесту. В основу создания ансамбля костюма вложены определённые принципы гармонии, которые базируются на единстве используемых композиционных средств, характерных для предметной среды в целом. Практика показала, что предметная среда, в том числе и Все параметры изделий должны определяться размерами фигуры человека. Основой ансамбля обычно является наиболее крупная по массе или важная по психологической роли часть костюма. Главным в ансамбле может быть платье, обувь, головной убор. Обувь – самая функциональная часть ансамбля – имеет в тоже время большое эстетическое значение. Она должна соответствовать костюму по стилю, форме, значению. Так, к вечернему платью из тонкой шёлковой ткани облегающей формы подойдут туфли на высоком тонком каблуке с узким носиком из матовой тонкой кожи. Завершается ансамбль головным убором. Он более, чем другие части костюма, подчёркивает индивидуальность человека. Неслучайно к форменной одежде символические знаки в большинстве случаев расположены на головных уборах. В специальных костюмах большое значение имеют защитные функции головных уборов – от непогоды, внешних воздействий и т.д.. Форма головного убора должна сочетаться не только с силуэтом костюма, но и соответствовать овалу лица, линии рта, подбородка, скул, развороту плеч и др.. Умение носить головной убор – это его правильная посадка на голове. Масса и линии головного убора в сочетании с костюмом изменяются, если надеть его набок, прямо или на затылок. Головные уборы активно влияют на выразительность образа человека. Чёткие вертикальные и горизонтальные линии шляпы типа цилиндра придают внешнему облику строгость, подтянутость; поднятые поля у шляпы делают её обладателя моложе, поля, опущенные к низу, создают впечатление таинственности, поэтичности и т.д.. Важными аксессуарами ансамбля являются перчатки и сумки. Перчатки не только защищают руки от климатических воздействий, но и декоративно завершают костюм. Сумки разграничиваются по половозрастному признаку и назначению. Деловые повседневные сумки имеют более простую геометрическую форму (прямоугольник, квадрат) с застёжкой “молния”, пряжкой или замком. Сумки для молодёжи носят более спортивный характер, выпускаются как из кожи, так и из специальной ткани. Нарядные сумки изготавливают из сравнительно дорогих натуральных материалов – кожи, замша. Итак, ансамбль включает в себя костюм, обувь, головной убор, различные дополнения.
Декоративные украшения.
Украшения различных типов играют большую роль в завершении ансамбля костюма, создании его образной выразительности. Все украшения, сопровождающие костюм, можно подразделить на три типа: подвесные, кольцеобразные, динамические.
Подвесные украшения, занимающие в момент покоя отвесное положение, подчёркивают симметрическое положение фигуры, создают контраст по отношению к очертаниям отдельных её форм. Украшения этого типа заставляют человека следить за своей осанкой, соблюдать сдержанность движений, необходимую для того, чтобы украшения не приходили в излишне быстрые и резкие колебания.
Не меньшее значение в ансамбле костюма имеют кольцеобразные украшения. Их в основном носят на руках, пальцах, голове, шее. К ним относятся кольца, браслеты, обручи, гребни, шпильки, булавки.
Основным свойством кольцеобразных украшений является подчёркивание пропорций; они усиливают впечатление гармонии формы, способствуют выявлению наиболее привлекательных черт фигуры.
Динамические украшения в большей степени, чем кольцеобразные или подвесные, связанны с выявлением грации в движении, характером и выразительностью внешнего облика фигуры человека. Существенным их отличием от украшений других типов является то, что они не обязательно должны быть симметрическими и располагаться вокруг какой-либо части тела в правильном ритмическом порядке. К динамическим украшениям относятся ленты, шнуры, шарфы. Они являются прекрасным средством для того, чтобы подчеркнуть изящное движение фигуры.
При выборе украшений любого типа следует помнить главное: они должны способствовать созданию гармонического ансамбля костюма и выявлению индивидуальности человека. Нельзя забывать при этом и о закономерности стиля, проявляющегося в украшениях и декоре с особой наглядностью. |
|
|