Вверх
Царегородский А. А.
Шайкин П. К.
Щербинен Ф. А.
Дейнекин П. И.
Дудецкий М. Н.
Ерещенко Н. Е.
Краснолуцкий М. П.
Лихобабин Д. И.
Мельников Ф. М.
Мостовой С. А.
Просяной И. Е.
Серяков П. П.
Светочев Г.Г.
Зацепилов Ф. П.
Хорь Н.М.
Корнеев Г.И.
Заседателев В.В.

Алексей Андрианович Царегородский родился в 1918 году в селе Ильинка Калачеевского района.

Член КПСС с 1939 года.

В армии с 1939 года. Окончил военное училище. На фронте с первого дня войны в качестве штурмана-бомбардировщика. Поз­же был штурманом звена, эскадрильи, бомбардировочного авиационного полка. Сражался на Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах.

Звание Героя Советского Союза Алексею Андриановичу Царегородскому присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года.

После войны вернулся в родное село.

ШТУРМАНСКИЕ МАРШРУТЫ

Много полетов совершил за годы войны Алексей Андрианович. Но те, первые, когда фронт откатывался в глубь страны и обстановка менялась ежечасно, когда трудно было понять, где фронт, где тыл, где свои, где чужие, — эти дни для штурмана скоростного бомбардировщика были наиболее трудными. Поднявшись в воздух 22 июня 1941 года, он бомбил колонны врага на шоссейных дорогах, пускал под откос эшелоны, взрывал мосты, чтобы преградить врагу путь на восток. Горячие были дни.

А в сентябре Царегородскому пришлось участвовать в необычном полете. Одна авиационная часть оказалась в тяжелом положении. Гитлеровцы форсировали Днепр и продвигались на восток. Надо было установить связь с этой частью, сообщить план действий. Эту задачу поручили выполнить экипажу в составе летчика Алексея Смирнова, штурмана Алексея Царегородского и стрелка-радиста Натана Стратиевского.

Бомбардировщик благополучно миновал Днепр. Вот и аэродром. Можно сбросить вымпел и лечь на обратный курс. Но в то время четкой линии фронта не было. Часто наши войска, отходящие на восток, были в близком соседстве с наступающими колоннами врага. Где гарантия, что вымпел не отнесет ветром в сторону, что он не попадет в руки врага? Командир корабля сказал о своих сомнениях штурману и стрелку-радисту. Как лучше выполнить приказ?

—  Надо садиться,— решительно    произносит   Царегородский.

Стратиевский согласен с ним. Экипаж самолета хорошо понимал, с каким риском это связано. Но зато важный приказ командования будет выполнен наверняка. Люди, находящиеся на аэродроме, будут знать, что им делать, как поступить с имуществом, по какому маршруту двигаться на восток, где можно скорее встретиться со своими войсками.

Лейтенант Смирнов круто повернул самолет в сторону летного поля. К машине зловеще потянулись огненные трассы зениток: враг и впрямь находился где-то недалеко от аэродрома.

Сквозь огонь зенитных разрывов самолет прорвался к аэродрому. Однако врагу удалось подбить его. Раненая машина все же благополучно приземлилась.

Небо уже начинало сереть, когда машина была полностью отремонтирована. К этому времени прекратился артиллерийский обстрел. Надо было немедленно взлетать. Но тут самолет окружили летчики-истребители. Все они хотели сразиться с фашистами в воздухе, но у них не было машин.

—  Возьмите их, товарищи,— обратился к экипажу бомбардировщика старший офицер.

—  Двух-трех, пожалуй, можно прихватить.

Но истребителей было больше. Лейтенант Смирнов вопросительно посмотрел на Царегородского и Стратиевского:                                                                           

—  Надо брать всех,— произнес штурман.

—  Устраивайтесь все до    одного,— решительно   распорядился командир машины.

—  А взлетишь?

— Устраивайтесь! — крикнул лейтенант, занимая свое место в кабине.

Аэродром снова вздрогнул от разрывов. Враг начал обстрел. Когда тяжело нагруженный самолет побежал по земле, на том месте, где он только что стоял, разорвалось две мины. Потом оноп огня взметнулся впереди. Но самолет уже оторвался от земли, стал набирать высоту.

Позже, летая уже на ПЕ-2, штурман Алексей Царегородский часто участвовал в разведывательных полетах. Его наметанный глаз безошибочно находил скопления вражеских войск, переправы, другие важные цели. Летом 1942 года он успешно провел разведку нескольких фашистских аэродромов. На одном из обнаруженных аэродромов находилось 180 самолетов, на другом — 45. При бомбардировке аэродрома, где стояло 45 «юнкерсов», наш самолет был атакован двумя «мессершмиттами». Но это не помешало Царегородскому сбросить бомбы точно на цель.

После разгрома окруженных войск Паулюса Царегородский неоднократно летал ведущим штурманом больших групп «Петляковых». Он наносил мощные бомбовые удары по врагу в дни Курской битвы, во время освобождения Белоруссии, Польши. До самого Берлина пролегли боевые маршруты капитана Царегородского. Почти 150 тонн бомб обрушил он на врага. В пятидесяти воздушных схватках с фашистскими истребителями штурман сбил лично одного из них и три вместе с товарищами.

Hosted by uCoz